Погода ожидается НЕ солнечная.Такое случается: громкий масштабный проект, много положительных отзывов, высокий рейтинг. Смотришь, а фильм не трогает. Задаёшься вопросом: почему так? Вроде всё выполнено на достойном уровне: хорошие актёры, сильная операторская работа, качественная музыка, костюмы, свет… всё работает. А фильм не трогает ничуть. Смотришь на эти яркие картинки и думаешь: ну скоро там финал? С «Домом солнца» как раз та самая ситуация. И причины этому нашлось две.
Первая:
есть с чем сравнивать. В нашем областном драматическом театре есть постановка режиссёра
Александра Плетнёва: «Дом восходящего солнца». Как раз по тому же самому произведению. И спектакль этот появился примерно на год раньше, чем фильм, и до сих пор он стоит в репертуаре нашего театра и идёт с большим успехом. Постарели актёры, но они до сих пор играют на сцене студентов, хотя возраст многих приближается к сорока годам. И, честно признаюсь, история там получилась более искренняя и трогательная, чем в фильме. Вроде бы, чем региональный театр конкурент громкой кинопремьере? А, оказывается, есть в чём потягаться и поспорить. Я не буду вдаваться в подробности, но ощутил очень явно: фильм Г. Сукачёва я смотрел, как примитивную подделку на спектакль А. Плетнёва. Это было уже лет восемь назад. Когда «Дом солнца» только вышел на экраны. Но и сейчас, спустя годы моё мнение не поменялось. Спектакль оказался реально сильнее и интереснее, чем кино.
Отсюда вытекает и вторая причина, что меня оттолкнуло от сюжета фильма:
герои все, не натуральные. Они как красочные куклы из магазина сувениров. Нет историй, нет характеров, нет психологии. Есть только броская внешность и какое-то сиюминутное влечение. Подобное ощущение вызывает, когда смотришь какую-то шутовскую сценку в капустнике. Столь же поверхностное восприятие остаётся и здесь. Совсем не трогает героиня Саша (Светланы Ивановой), ибо она предстаёт какой-то навязчивой дурочкой из переулочка. Которая слепо таскается за Солнцем, как годовалый щенок, плохо осознавая зачем она это вообще делает. А, тем не менее общество её даже со стороны выглядит, временами, слишком навязчивым. Она идёт следом, даже когда ей говорят конкретно: «Не надо за мной ходить». Не помогает. А когда объекта её вожделения по какой-то причине нет рядом, сразу начинаются немотивированные обиды на весь свет, слёзы и сопли. Объект вожделения тоже хорош, некий образ наплевательского мачо, слишком заштампованный для сегодняшнего времени. Постоянная кривая ухмылочка на лице, внезапные исчезновения и рубленные предсказуемые фразы. Герой, увы, не интересен. Он тоже есть цветная картинка в книжке без прошлого и будущего. Тяжёлая болезнь? И что это за болезнь такая? Об этом в сюжете ничего нет. Если верить кратковременным галлюцинациям, то у Солнца проблемы с мозгом. Тогда возникает вопрос: откуда у человека, перенесшего операцию, такая пышная шевелюра? Хирурги у него в извилинах волос ковырялись? Или всё-таки пытались до мозга добраться? В таком случае пациентов бреют на лысо, если кто не знал. Совершенно непонятный и нелогичный момент.
Впрочем, увы, момент этот не единственный:
Никита Высоцкий как-то очень неубедительно смотрится в роли отца Солнца. Они, если не сверстники в кадре, то выглядят с разницей лет 10, максимум 15. Следовало всё-таки актёра немножко состарить. Сегодня грим позволяет без проблем накинуть нужное количество лет. Кроме того, в самом начале фильма отец Солнца предстаёт перед зрителями в московском медицинском институте, куда поступила Саша. Далее, происходит круговорот событий, которые, если верить экранному времени втиснуты в одну неделю. Ну, может и две, если события эти немного размазать ложной по тарелке. И далее, перед нами вновь предстаёт портрет отца Солнца но на сей раз на странице газеты, где написано:
«Эскадра вернулась на Родину». Следовательно отец Солнца — капитан дальнего плавания, который вернулся из какого-то дальнего похода. Вот только, сколько сей поход длился? Три дня? Неужели пять? Это были заплывы в корыте в ближайшем пруду? Что это за чушь такая: капитан, который плавал всего несколько дней, а потом с шиком вернулся на Родину.
Странно, что в
«Ошибках фильма» такие явные огрехи не указываются. Но вот про следы от стринг на девичьих загорелых попках там кто-то написал. Специально после прочтения наводил резкость на эти попки: практически ничего не видно. Да и кадр длится от силы секунды две. Искренне забавляет меня читать про эти «ошибки». Как говориться:
«Слона-то и не приметили».
Сразу напишу ещё об одном слоне, точнее, о Бабе Беде
(во имя придумали). Некая девочка создала в сарайчике у дома подпольную радиостанцию, напичканную современнейшим оборудованием, которое гремит, звенит, транлирует. Которое от чего-то должно питаться, которое, в конце концов, нуждается в техобслуживании. Девочка при этом курит, орёт в микрофон, а её мама ничего не слышит и не чувствует. А мама, на минуточку, местный начальник милиции. Отсюда вопрос: мама эта слепоглухонемая? По сюжету вроде нормальная. Тогда почему она не чувствует, что от её доченьки разит сигаретами? Что она, пропадая в сарайчике, орёт на цветы благим матом. Доча, ведь, по её же словам, там цветы выращивает. Ну и где эти цветы тогда? За-то вместо цветов к сарайчику этому тянется силовой кабель киловатта на три не меньше
(чтобы питать напиханную там аудиодребедень). А значит расходы на электроэнергию в домике колоссальные. И это нормально? Это в порядке вещей? Как по мне, даже не смешно, а просто, глупо и примитивно.
И подобные шЫдевры можно перечислять и дальше. Увы, описывать их все не получится. Ибо отзыв окажется длиннее дозволенного.
Тогда подведу итог: как отдельные примеры качественной работы отдельных цехов съёмочной группы: операторского, осветительного, звукового, постановочного, костюмерного, «Дом солнца» очень не плох. Он даже может стать ориентиром, как надо качественно и профессионально работать. Но только в совокупности ничего хорошего не получилось, к сожалению. Просто набор красочных картинок для книжки. А захватывающей истории, драмы, трагедии, оборванной на взлёте любви нет даже близко. А жаль.