А был ли Солнце?Ностальгия часто одолевает режиссеров. Не малое количество фильмов, повествующих о былых временах, снято как за рубежом, так и в нашей стране. «Дом солнца» рассказывает нам обо всем известном молодежном движении — хиппи. Но следует сделать поправку: хиппи то советские, значит и условия другие. Да и о них самих ли фильм?
Сюжет до банальности прост. Комсомолка и просто красавица Саша, хрупкая и утонченная девушка (Светлана Иванова), поступает в медицинский ВУЗ, конечно, сама, только родители подстраховались. Ведь отец — не последний человек. Она встречает парня по имени Солнце (Станислав Рядинский) и влюбляется с первого взгляда. А потом знакомится со всей честной компанией ярких и безбашенных личностей. Любимой дочке уготовлено будущее, поездка в Болгарию, и жених в придачу. Да только нашей Саше ничего не нужно, и она бросается в омут с головой, следуя зову сердца.
Стоит отметить, что режиссер картины Гарик Сукачев, человек, поющий про бабушку, которая курит трубку, относится к другой области искусства. Тем не менее, кино удалось. Опустив тот факт, что снималось оно не один год, и шедевра кинематографа мы не получили, фильм вышел своеобразный, легкий для восприятия и пропитан-таки ностальгическими нотками.
СССР, 70-е, эпоха застоя. А советские хиппи счастливо живут одним днем, и их ни коим образом не заботит политическая ситуация страны. Да только вот чем они заняты. Движение хиппи в умах современного общества связано с понятием борьбы за права, а не только свободы и любви. Перед зрителем же возникла молодежь, курящая травку, иногда ворующая вещи и плюющая на все устои и правила. Они и на митинг идут, только с разрешения, конечно, скажите за чьи права лозунги выкрикивать. Ну да Бог с ними. Свободный народ, что хотят то и делают. О столкновениях с властью в кино упоминают постоянно. Взять хотя бы фильм Тодоровского «Стиляги». Тоже о молодежном движении, только подано в другой форме и с другими песнями.
Фильм, безусловно, не исторический, даже на это звание не претендует. Но уж больно много режиссер взял и бросил в одну кучу. Здесь и выход фильма «Генералы песчаных карьеров», и формирование группы «Машина времени», лидера которой сыграл сын самого Макаревича, и курящий Высоцкий, чей силуэт мы видим в окне, и байка о Бабе Беде (что внесло драйв и энергию в сюжет), и выставка художника и прочее и прочее. Сплошная антисоветчина. В этот хаос втянута девочка Саша, решившая пойти наперекор строгим родителям и жениху-карьеристу. Ей, которой становится «противно» от всего правильного, встречается на пути человек, изменивший ее представления о жизни. Солнце томным, чуть хрипловатым голосом изрекает философские мысли так просто и понятно, что удивляет Сашу, а она готова пойти за ним хоть на край света.(Актеру, сыгравшему эту роль, явно не хватило эмоциональной подачи, в его отрешенном взгляде редко видны огоньки.) Здесь как раз реализуется поговорка «с милым и рай в шалаше». Только вместо шалаша самостоятельно построенная хижинка, именуемая домом Солнца. Поистине волшебной является сцена в этом сказочном эдеме. Двое влюбленных освещены ярким солнечным светом, который усиливается и окончательно заливает пространство. Близость героев, невинно-трогательный взгляд Ивановой, колокольчики, раздуваемые ветром, и гармоничная музыка. Ничего лишнего. Да романтично, в меру приторно, такая вот любовь. Любовь без границ.
Этот фильм о пути к свободе, о которой многие говорили и мечтали. Саша, по-детски наивная, заваливающая вопросами «а почему?», обретает эту свободу. Только нужна ли она ей? Ведь впоследствии судьба все равно решила по-своему.
Столкновение двух систем: дети цветов против социализма. Победителей среди них нет, «каждая система должна исчезнуть». В фильме достаточно сцен, полных иронии, доведенных до абсурда. Разгон демонстрации, поиски Бабы Беды неумелыми работниками милиции, драка с пьяными пограничниками. Несмотря на комичность, все эпизоды органично вплетаются в общий сюжет и вычурными не кажутся. Все-таки чувствуется рука Охлобыстина, одного из сценаристов данной картины. На фоне жизни и любви, показаны сопровождающие их жестокость и равнодушие, смерть, следящая за каждым шагом. Как мистически Солнце появился, так он и ушел. Его запросто можно сравнить с котом, который гуляет сам по себе. Да и существовал ли этот персонаж? Все возможно.
Так о чем фильм? О вечном. О свободе, жизни, чистой и пьянящей любви. Ну и, конечно, о «волосатиках» в джинсах. Людях, говорящих на своем слэнге с вплетением в речь английских словечек, слушающих западные пластинки и хиппующих на колхозных полях.
Фильм получился светлым, насыщенным яркими красками. Одним словом, атмосферным. Смотреть? Однозначно. Только не требуйте от кино достоверности. Просто наслаждайтесь.
7 из 10