Недостроенный «Дом Солнца»Фильм оставил после себя неоднозначное послевкусие. С одной стороны, не могу говорить об этом фильме исключительно в отрицательном ключе. С другой стороны, не могу и в исключительно положительном. Плюсы фильма для меня — это: 1. Образ, созданный Станиславом Рядинским (Солнце); 2. Образ, созданный Дарьей Мороз (Герда); 3. Удивительной красоты композиция House Of The Rising Sun, избыток которой не портил впечатление; 4. Попытка романтически и целомудренно изобразить взаимоотношения полов, несколько неожиданная для меня, учитывая режиссера; 5. Момент юмора (сцена появления Малого в окне домика во время гадания); 6. Финальный кадр с появлением Солнца на фоне огня.
Все остальное показалось крайне сырым, непродуманным и нелогичным.
Героиня Светланы Ивановой ну не тянет на свои лета, хоть и младые, но не до такой же степени. Просто потрясает инфантильностью и легкостью мыслей, которые проявляются в каждом слове и жесте. Дважды при ней у любимого случается приступ, и дважды она не может сообразить, в чем дело, при том что экзамены в медицинский вуз уже как бы сдала и даже как бы поступила. Вызывает ассоциации с болонкой, которая томится и скулит без хозяина, а, завидев издалека, мчится к нему со всех ног и радостно прыгает. В роли полноценной возлюбленной таинственного принца она не вызвала яростного отторжения, но уж никак не из-за игры актрисы, а из-за талантливой игры актера, который смог убедить меня в искренности своей нежности к ней. В его взглядах было столько тепла и ласки, столько снисходительности, что я в конце концов решила — ну что ж, видимо, этого Солнцу и не хватало. Может, его умиляла ее наивность. Может, остальные слишком уж боялись переступить черту из-за его «божественности», а эта черту и не заметила.
Солнце сыграл актер, идеально вписавшийся в образ, очень харизматичный и эффектно выглядящий в этой роли. Солнце останавливает внимание только благодаря ему, и очень жаль, что достойное обрамление для этого образа отсутствует. Если отвлечься от харизмы и посмотреть на Солнце как на человека, вылезает масса вопросов. Что ему сделал папа? Чем он занимался? Для чего существовал? О чем думал? Что любил? О чем мечтал? Почему отказывался лечиться и почему-таки согласился? Человек без принципов, не знающий толком, для чего живет, и готовый пойти на сделки с совестью, если сильно надо, — вот каким предстает Солнце ко второй половине фильма, и даже харизма это не сглаживает. А самое главное, все его сомнительные фразы, бросающие на солнце тень, не складываются в цельный характер. Нет цельного характера. И очень жаль, потому что мог бы получиться и остаться в истории кино Герой, а получился просто бесцельный странноватый герой. Очень привлекательный (заслуга актера), но бесцельный. В этом можно найти, конечно, философский подтекст, если постараться. Мы видим солнце издалека, оно приходит и уходит, мы о нем ничего не знаем. Но на этот философский уровень, требующий большей абстракции, большей условности, съемочная группа убедительно выйти, по моему мнению, не смогла, ограничившись тем, что напичкала фильм словесными параллелями «солнце» — «Солнце». К слову, о «лидере хиппи». Не увидела в Солнце ни лидера, ни хиппи. Это человек, который гуляет сам по себе, а дружеские отношения с неформальными группами еще не означают лидерства.
Нападки на Советский Союз были в фильме относительно беззубы и не слишком удручили, хотя в сцене разгона демонстрации милиционеры на конях с чем-то вроде нагаек, в центре Москвы… авторы ничего не спутали, они не про Гражданскую войну снимали, нет? Курящая жаргонофильная пионерка, она же Баба Беда, вызвала легкое отвращение. Говорить о «хороших» хиппи и «плохих» советских людях не могу, так как не увидела особо и злобно подчеркнутого противостояния. Во всяком случае, оно не кричало о себе. Улыбнула, правда, Герда, читающая Библию. Это так по-хипповски — читать Библию и глушить портвейн… я понимаю, это все тонкая душевная организация.
Отдельный минус — ходульность и пафосность половины реплик героев. Ходульностью и пафосностью отличается рассказ Герды о Солнце. Пафосны почти все фразы Саши, которые не сражающие наповал вопросы «Почему» и «Зачем». Апогей пафоса, конечно, — «Солнце живет в моем сердце», с соответствующим жестом.
Любовная сцена была длинной и при этом абсолютно никакой.
Сюжета фильму явно не хватало.
Некоторые огрехи можно простить за финальный кадр, о котором уже сказала. Очень правильно и символично он идет уже после сообщения о смерти Солнца. В нем Солнце еще жив, и вкупе с огнем (ассоциация с фениксом) это является прикосновением к тому самому абстрактному уровню, до которого фильм дотянулся только в последний момент и совсем чуть-чуть, к сожалению.
10 из 10
Фильм мог бы прогреметь, но он сильно недоработан.