«Отцы как дети». Методы счастливого воспитания.Думаю, что даже самый несчастный человек на свете хранит про себя пару-тройку радостных воспоминаний из детства. Пусть его окружал сплошной мрак, грязь, нищета, лицемерие и подлость взрослых — все равно, даже в совершенно катастрофических условиях, он мог быть легок и весел, обладая очень грозным оружием — детской непосредственностью.
I. О героях и сюжете. Вот у главного героя фильма — Санни Коуфакса она как раз присутствует, хотя ему уже за 30… Мало того, ее у него так много, что даже давние знакомые и хорошие друзья иногда приходят в замешательство от его выходок. Так, будучи приглашенным на вечеринку к своему лучшему другу, он вдруг слышит как приятель во всеуслышание делает предложение своей подруге. Санни же хоть и пытается отшутиться от серьезности момента, но все-таки понимает, что его манера «вести-себя-как-ребенок» заставляет других от него отворачиваться и погружает его во все большее одиночество.
Но, на представление главного героя и его жизненного коллапса в фильме уделено всего около 10-15 первых минут, ибо основная часть времени все-таки отводится настоящим, веселым, остроумным и очень добрым отношениям «здорового детины» Санни, 32 лет и… настоящего маленького паренька 5 лет от роду.
Их беззаботные похождения как раз и составляют основной достоинство фильма. Все эти шалости и забавы выглядят фантастически органично и смешно на фоне сверхзанятого, вечно спешащего мегаполиса. Санни, обучая мальца различным трюкам и аттракционам как будто сам от них избавляется и… взрослеет. В конечном счете, он так привязывается к своему любимцу, что даже готов взять на себя роль его отца, но… семейные узы должны быть истолкованы согласно букве закона…
Сцена суда, обвиняющего Санни в незаконном укрытии несовершеннолетних просто душераздирающа. Ведь после того как зритель познакомился со всеми подробностями личной жизни персонажей и проникся к обоим глубокой симпатией, данное судебное разбирательство выглядит самым несправедливым и абсурдным за последние 2500 лет! (даже хуже, чем у Сократа). Тем не менее, оно позволяет нам выяснить и понять, что личные и социальные отношения — две абсолютно разные, противоречащие друг другу вещи. Семейные узы идут вразрез с государственными (примеров множество, особенно в политике) и нуждаются в гораздо большем внимании и заботе, чем последние. Таков в конечном счете посыл (message) фильма, в котором я не нашел ни одного отрицательного персонажа (даже сотрудники органов опеки как будто хотят как лучше, но…) — настолько он легкокрыл, добр и ненавязчив.
II. О технике. Манера игры Сэндлера превосходна. Его персонаж словно альпинист завис над бездной между миром «бесконечных обязанностей, ролей, штампов, условностей» и «наивной, детской непосредственности». На мой взгляд, это самая удачная его роль в сотрудничестве с режиссером Д. Дуганом, который в свою очередь до этого фильма уже успешно поработал не только с Адамом Сэндлером (счастливчик гилмор), но и с детьми дошкольного возраста (Трудный ребенок).
Оригинальный саундтрек запоминается чуть ли не лучше, чем сам фильм. Каждая композиция подобрана идеально, за что спасибо Тедди Кастелуччи.
Большой папа — лирическая комедия, призванная напомнить нам, что хоть все мы нынче и гордимся тем, что «сами подтираем себе задницу», но наиболее жизнерадостными, открытыми и счастливыми мы были, пожалуй, лишь тогда, когда даже этого еще не умели…