Расследование в глубинкеКак и
«Кортик», «Бронзовая птица» страдает от насаждаемой идеологии, но в отличие от предшественника она может порадовать более приятными персонажами и более захватывающим сюжетом. События разворачиваются уже не в городе, а в пионерском лагере, а это значит палатки,
единение с природой и, конечно же, байки у костра. Удивительно, как удачно фильм предподносит это последнее. Без всяких оговорок можно сказать, что в «Бронзовой птице» есть элементы настоящего ужастика. Другое дело, что тема не раскрыта до конца. Понятно, что след идеологии остаётся слишком глубоким, чтобы их него выбраться, но всё-таки обидно, что разговоры о леших и чертях не получают развития. Можно было проявить волю и фантазию,
а они так и не проявились. Таким образом, главный потенциал, к сожалению, зарыт в землю.
В то же время «Бронзовая птица» показывает ту черту советской системы, которая нуждается в одобрении — борьба с невежеством. В конце концов, не все пионеры делали свой выбор осознанно, а вот просветление отсталых деревенских жителей заслуживает похвалы. Даже Генка, который в «Кортике» сам воспринимался как отсталый и невоспитанный паренёк, здесь уже выступает как представитель цивилизованного мира. Конечно, этот фильм не основан на реальных событиях, но предположение, что в 1920-е гг жители европейской России всё ещё верили, что вокруг них живёт паранормальщина, заставляет о многом призадуматься.
Детективная история с бронзовой птицей и её тайной вызывает больше интереса, чем в «Кортике», и важно отметить, что в продолжении очень удачно показаны злодеи — бывшая графиня и шайка воров, среди которых лодочник, великолепно сыгранный
Николаем Кузьминым. Возвращаясь к идеологии, стоит отметить удивительную вещь: в фильме без насмешек (ну, почти) показан герой-анархист. Такое отступление от главенствующей в 1974 году системы является настоящим феноменом. Ещё одним удачным моментом «Бронзовой птицы» является юмор, особенно при лечении обжоры Кита. Не самая удобная фамилия, правда?
Вместе с этим «Бронзовая птица» тоже выставляет на передний план Мишу, которого играет уже создавший себе дурную репутацию
Сергей Шевнуненко. У персонажа на сей раз не наблюдается прошлых недостатков, и это единственное, что хоть как-то оправдывает и сглаживает негативное восприятие. Вот бы ещё для озвучивания позвали кого-то с более мужским голосом. Отсутствие крупных планов в самых интригующих моментах, когда персонажи рассматривают мелкие схемы и надписи, напрямую отсылает к аналогичной проблеме «Кортика». К сожалению, операторская работа здесь
на том же уровне, очень слабом.
Но если стараться не обращать внимание на проблемного актёра и простить оператора, то «Бронзовая птица» во время просмотра радует. Не поспоришь с тем, что как минимум некоторые недостатки предыдущей части были учтены и исправлены.
7 из 10