Демографическая комедия.Павел — инженер, паяющий микросхемы и к своим почти 40 годам не женатый. Родительские усилия по сватовству успеха не приносят, но прибывший из Средней Азии двоюродный брат — семьянин с двумя детьми и ловеласным прошлым — заставляет Павла ловить девушек невинным вопросом… И жизнь медленно, но начинает меняться.
Геральд Бежанов на пару с Анатолием Эйрамджаном стали родоначальниками кооперативного кино, а в нем — жанра эротической комедии, хорошо знакомого американским подросткам, в которых превратилось едва ли не все население бывшего СССР после падения железного занавеса, не избалованное интимными отношениями на экране. Но поняли золотую жилу эти двое немолодых людей ещё раньше — в районе перестройки — благо, что с госзаказом повезло. Как раз в это время Горбачев затеял подъём рождаемости — выросли декретные отпуска и выплаты, стали бороться с алкоголизмом, а заодно и с городским одиночеством. Кино как главное бронебойное оружие советской пропаганды тоже включилось в борьбу за правильный советский семейный секс. Потому и появились (чуть раньше) Одиноким предоставляется общежитие, Однажды двадцать лет спустя и Самая обаятельная и привлекательная. Последняя — тоже плод творчества Эйрамджана-Бежанова. Только женская версия брачной проблемы сменилась на мужскую. А остальное поменялось мало — засидевшийся в холостяках человек, конструкторское бюро и человек-катализатор. Только вместо женщины-психолога теперь солирует ловелас-мужчина.
Но получилось гораздо менее удачно. При всем уважении к Владимиру Меньшову он слишком уж упростил своего персонажа. Хоть какой-то портрет противоположного пола вообще отсутствует. Сюжетных поворотов не предполагается, как и психологических нюансов. Зато есть масса вопросов даже к завязке — трудно поверить, что братья не общались настолько долго, чтобы не знать о проблеме брачных союзов друг друга. Если и стоит смотреть эту слегка бессвязную картину, то разве только из-за милых родителей и безмерного обаяния Панкратова-Чёрного. На нем все и держится по существу — экспрессия, вполне милые шутки, единственный цельный и понятный персонаж, и замечательная фраза про человека, который всего лишь винтик в механизме, называемом «семья». Из неё много можно было бы вывести, но фильм предпочёл глубоко не копать, а остаться не совсем романтическим, ещё не эротическим, а всего лишь агитационным заказом на демографическую тему, сделанным как коммерческая комедия.