Безнравственная аристократияЧитая книгу, узнал, что по ней снята экранизация. Поскольку содержание поразило — решил посмотреть и её. Не сказать, чтобы был в восторге, только «Пригоршня праха» действительно шокировала своим откровением. Фильм, как и книга, хорошо показывают развращённые нравы высшего общества 20-х годов прошлого столетия: с их притворством, неуемный стремлением пожить за чужой счёт, сплетнями и интригами, развлечениями, часто переходящими всякие рамки разумного, лицемерием и предательством. Особенно поразило несколько моментов: среди них тот, когда во время организации похорон собственного ребёнка его отец веселится и играет в карты, а родная мать благодарит за то, что погиб её ребёнок, а не любовник! В центре фильма — разлад между супругами Тони и Брендой.
Тони Ласт — вот кого больше всего жаль, учитывая его судьбу. Хотя, если посмотреть, он всё время просто плыл по течению, поддаваясь обстоятельствам и воле случая, был вялым и безинициативным, совсем не боролся ни за свою семью, ни за своё будущее в конце. Бесславный конец, хотя может и сотворённый по благородству — ведь зачем возвращаться, что его ждало в Англии — мёртвое дитя, жена-изменница, стремящая отобрать последнее, высшее общество, погрязшее в разврате? Джеймс Уилби хорошо изобразил характер своего персонажа, вернее его отсутствие. Чарльз Стёрридж не прогадал, пригласив Д. Уилби на главную роль в этой картине, ведь годом ранее тот уже отметился в схожей по атмосфере успешной киноленте «Морис». 80-е — начало 90-х годов прошлого века — расцвет его кинематографической карьеры.
Интересно, что Руперт Грэйвз, сыгравший Джона Бивера и Джеймс Уилби уже играли вместе годом ранее в уже упоминавшийся драме «Морис» (1987). Актёр до сих пор с успехом снимается в главных ролях. Это вторая экранизация Чарльзом Стёрриджом романов Ивлина Во — семью годами ранее режиссёр уже воплощал на экран «Возвращение в Брайсхед» — одно из самых известных произведений автора.
А вот Кристин-Скотт Томас не имела на то время богатого опыта в кино. Единственный большой успех — главная роль Мэри в драме «Под вишневой луной», где Кристин также играет богатую избалованную особу, что попадает в лапы жигало Кристофера. Чем не аналогия с «Пригоршней праха»? Её Бренда Ласт — привыкла постоянно удовлетворять свои прихоти, имеет мужа, что во всём ей потакает, однако он «приелся», да и в свет не выезжает, тогда как его знакомый Бивер — сама галантность и учтивость, хоть и далеко не бескорыстная, как и сама Бренда. Вряд ли она верила в то, что её отношения можно назвать любовью — тот для неё — лишь очередная игрушка, хоть и достойная своей хозяйки.
Вообще, кинолента буквально пестрит подобными моментами: ложь и предательство, стремление получить «лучшее место под солнцем» буквально в каждом кадре. Жена вовсю изменяет мужу, и все об этом знают, только не муж — прямо как в анекдоте. А когда Энтони всё же узнаёт — Бренда требует от него развода, да ещё и шантажирует благородностью, стремясь получить побольше на содержание любовника Джона Бивера. От всего этого грехопадения после просмотра надолго остаёшься под впечатлением, с неким ощущением пустоты от безисходности.
Кинолент про нравы чопорной английской аристократии 20-30-х годов прошедшего века — немало, и практически во всех их она изображена подобно. Только этот фильм буквально наполнен пессимизмом, может быть из-за того, что писалась «Пригоршня праха» Ивлином Во в далёком 1934 году под впечатлением ещё свежих драматических событий, пережитых самим автором. Интересная деталь: на памятнике одного из героев выбита дата 1934 год — как раз год создания книги, лёгшей в основу киносценария.
Несколько слов об истории создания «Пригоршни праха» — оказывается в его основе — реальная история. Во время учебы в Оксфорде в первые годы после Великой войны, будущий известный писатель сблизился с «золотой молодежью», и эти впечатления легли в основу многих его книг. Романы об английских «беспутной аристократии», как ни странно были приняты и критиками и читателями на ура. В 1928 году Ивлин Во женился на младшей дочери лорда, по иронии её также звали Ивлин. Однако брак оказался неудачным. «Ивлин-он» не часто виделся с женой (друзья их так и называли: «Ивлин-он» и «Ивлин-она»), предпочитая проводить время отдельно, жена стала изменять (или это было наоборот?), только брак распался уже через два года. Как утверждал сам писатель, её измены и побудили его написать роман, где между четой Ластов и реальных Ивлинов — очень много параллелей. Так что роман в некоторой степени автобиографичен.
6 из 10