Замечательное кино. Очень правильное, но не без второго дна.Кинематограф 50-х он и весь-то такой. А здесь концентрат сего напитка. Да еще и с Баталовым во главе, у которого самой отрицательной ролью стала роль Гурова в «Даме с собачкой». А еще в активе «Дорогой мой человек» и «Большая семья». Фильмы хоть и цветные, но по сути черно-белые. Вот герой положительный (Баталов), вот герои отрицательные (банда). Причем настолько положительный. что даже и не пьет. А отрицательные настолько, что не только пьют, но даже кадры с ними можно помещать на стенд: «Пьянство до добра не доводит!» или «Они расхищают социалистическую собственность». Причем плакаты получатся авторства Кукрыниксов. И пережим идет во всех направлениях, начиная актерами, заканчивая гримом. Но таков уж был большой стиль 1950-х гг. Сталинская программа героизации добра и демонизации зла все еще работала н общественное сознание.
Однако есть и существенные прорывы. Прежде всего, в социальном контексте. Во-первых, смена идеологии «Партия — наш рулевой!» на лозунг «Рабочий класс шагает впереди!». Что характерно, рабочий, судя по всему беспартийный. А во-вторых, фильм вышел накануне ХХ съезда и подготовил к нему почву. Стоит только вдуматься в коллизии фильма. Арестовывают человека, а затем… Нет не вся его родня и заступники идут под арест! Напротив, декларируется принцип: «Если веришь человеку, то надо верить ему всегда!» И в этом идти до конца. За это фильму можно простить даже его пропагандистский пафос, типа ссылок на Дзержинского. Думается, это был неизбежный компромисс. В качестве же бескомпромиссности, пусть и завуалированной, можно привести эпизод, где преступники составляют анонимку, приговаривая: «Утопим парня!» А в уголовке этой анонимке не верят! Ну не чудо ли! Так и хочется завершить высказыванием: долой сталинизм!
Так что фильм очень правильный. И как все шедевры советского кино фильм абсолютно искренний, несмотря на горы вранья… Извините — не вранья, а наивности, конечно.
7 из 10