Wise guy.«Когда вызывают, приезжаешь живым, уезжаешь мертвым, а исполнитель — твой лучший друг.»
Избежав цепких щупалец итало-американского спрута, ФБР-овский «крот» Джозеф Пистоне впоследствии раскрыл детали операции «Донни Браско», незапланированно растянувшейся на шесть лет. Спустя почти десятилетие шикарное трио Пачино-Депп-Мэдсен придало кинематографичную окраску истории жизни федерала в «семье». Переосмысленный Голливудом герой втянулся в криминальный клан довольно быстро: оказалось, что по ту сторону закона тоже есть жизнь. Ловкого лже-преступника Джо/Донни/Джонни взял на поруки второплановый гангстер Бенни/Левша/Пачино и однажды сказав перед всеми «Это мой друг» он связал их жизни вместе: облажается Донни — ответят оба. И закружилось: крутые знакомства, большие бабки, эффектный жаргон, легкая жизнь (не считая пары говнюков-боссов). Но постепенно бандитские делюги сменила крепкая мужская дружба, сломавшая в итоге опознаватель «свой-чужой» у агента под прикрытием.
Хотя дилемма гангстерской драмы Майка Ньюэлла типична для undercover-жанра: быть законником или быть человеком, драматургия истории Донни Браско резко контрастирует с другими лентами 90-х подобной тематики [«На гребне волны»(1991), «Под прикрытием»(1992), «За пределами закона»(1993) etc.] Мощный литературный базис и серьезный подход к постановке позволили картине даже побороться за престижные награды. Фильм не страдает дискретностью байопика, что способствует плавности восприятия истории и фиксации изменений главного персонажа. Реальному Пистоне было, о чем рассказать, посему даже 150-минутная нарезка сцен из жизни мафии смотрится на редкость живо и увлекательно, а стилистика эпизодов меняется от комедийного фарса до фарш-кадров расчлененки. Гангстерская линия, охватившая несколько мафиозных кланов, поделена на грызню за гнилое яблоко Нью-Йорка и погоню за сокровищами солнечного Майами. На этом фоне герой Деппа, постоянно упираясь в криминальную вертикаль, проходит путь от «новичка» до «крутого». Заменяя умной игрой традиционное бряцанье оружием и оголяя нерв с каждой сценой всё больше, режиссер смещает полярность атмосферы в банде от нейтральной и доверительной до подозрительной и наконец полного недоверия. Финальный аккорд удается Ньюэлу лучше всего: Донни мучительно решает, легавый он в шкуре преступника или же бандит в личине копа, в то время как не менее важный и уж точно более трагичный персонаж Пачино должен выбрать между верой своему другу (и преемнику) и железным мафиозным кодексом. Зрителям же остается гадать, каким образом этот враждебный криминальный мир, где ценность своего ума нивелируется приказом босса и каждую секунду могут «вызвать», сумел поглотить «правильного» главного героя. Но почему-то кажется, Донни ответил бы на этот вопрос просто: «Forget about it!».
P.S. < < 700.