Порой человек готов отдать всё, только бы, хоть раз повторить тот далёкий зимний вечер…С НОВЫМ ГОДОМ ДРУЗЬЯ!
Неделя новогоднего просмотра. Фильм 1-й.
Вот и пришла пора для недели новогоднего просмотра. Весь декабрь, я ломала голову, что бы такого посмотреть в первую новогоднюю неделю января. Столько фильмов перебрала, даже не спала из-за этого три ночи. И всё же удалось выбрать довольно малоизвестные зрителям, фильмы прошлых лет, и не только советские, но и фильмы других стран тоже. И первым в своём поиске, я наткнулась на фильм
«Зимний вечер в Гаграх». Этот фильм, я смотрела в своей жизни всего однажды, ещё когда в школе училась. И вот сегодня посмотрела этот фильм второй раз в жизни.
Это великая (не побоюсь этого слова)
драма о Времени, которое, уходя, стирает всё...
Главный герой истории, некогда непревзойдённый мастер чечёточник, мастерски отбивавший на эстраде чечётку, ныне работает скромным репетитором в танцклассе. О том, что
Алексей Иванович Беглов (
Евгений Евстигнеев) был кумиром в 50-е годы, танцоры эстрадного коллектива даже и не подозревают. Не знают о его славном прошлом ни постановщик балетмейстер
Валентин Иванович Фоменко (
Сергей Никоненко), ни капризная дива
Ирина Мельникова (
Наталья Гундарева). Для манерного телеведущего (
Александр Ширвиндт) его и вовсе нет уже в живых. Ещё один удар настигает
Беглова от дочери
Лены (
Светлана Аманова). Дочь просит не приходить на свадьбу, потому что её вырастил отчим:
«Будут пить за отца - неудобно получится…».
«Если у человека нет куража – не быть ему хорошим чечёточником», - так считает
Беглов, очень популярный в своё время танцор степа. Однако сейчас он всеми забыт и живёт только воспоминаниями о былой славе, подрабатывая репетитором танцев. И однажды к нему приходит странный ученик: у
Аркадия (
Александр Понкратов-Чёрный) отвратительная походка, переломанная в двух местах нога и отсутствует чувство ритма. Зато огромное желание научиться танцевать чечётку! Эта встреча окажется нужной для обоих:
Аркадий подарит
Беглову привычную атмосферу эстрадной жизни, а
Беглов научит молодого человека тоньше чувствовать мир. Когда сваленный очередным инфарктом
Беглов вспоминает уже в больнице свою жизнь, самым счастливым днём, он называет «зимний вечер в Гаграх», когда молодой, стройный и красивый танцевал он при полупустом зале вместе с обожающей его дочерью... И казалось, что вся жизнь ещё впереди…
Безумно трогательный, человечный фильм. Невозможно удержаться от слёз, хотя слёзы эти радостны, как обычно бывает при встрече с настоящим произведением искусства. Конечно, нельзя передать всей мощности драмы в объёме рецензии, но хочу всё-таки выделить одну сцену, когда
Беглов даёт пару пощёчин
Грачёву - такие вот моменты и заставляют изумляться и любить кино.
Евгений Евстигнеев находит выразительные детали и психологические нюансы своего персонажа. На первый взгляд,
Беглов - скучный тихоня. Но,
даже рассказывая о чечётке, он весь преображается, загорается внутренним огнём. Именно таким видит его единственный ученик. Но вот проходит эпизод, другой, и мысль авторов становится ясной: им хочется рассказать, как важно сохранить верность своему призванию, душевную чистоту, как необходимы человеку дружеское внимание и забота близких.
Есть такие произведения, о которых хочется говорить и говорить. Кажется, слова льются сами собой: столько мыслей и чувств рождает роман или фильм. В данном случае всё так же. После яркого начала трудно привыкать к будням. Обычная проблема людей творческих, публичных профессий. Да и не только. У каждого после взлёта, победы, триумфа следует опустошение. Вопрос - сколько это продлится и как справиться? И чем выше взлёт, тем сложней потом возвращаться к обыденности.
Один из самых хороших фильмов 1980-х: и мелодрама, и не пошло, и смешно, но по доброму, со вкусом, и музыкально, и ансамбль восхитительных мастеров! Произведение искусства. По прошествии времени убеждаешься: идейные «шедевры-одногодки» давно померкли и забыты, а этот вечер сияет, как разгорающийся костёр.
Фильм сегодня воспринимается как некое пророчество. Бездушность, унифицированность, лёгкая заменяемость настигает нас во всём. Название
«Зимний вечер в Гаграх» уже содержит некий конфликт. Гагры зимой не очень-то и нужны. Ненужным со временем становится триумфатор этого вечера когда-то молодой и талантливый чечёточник
Беглов. Ненужным не только новому «искусству», где всех легко заменить японским компьютером, но даже выросшей дочери. Когда-то она мечтала танцевать с отцом. С годами нашла замену и степу, и отцу. У неё прекрасный отчим и теперь ещё будет прекрасный муж. Зачем мешать одно с другим?
Степ, может быть, не самый популярный жанр, но исполнить его может только человек, а не компьютер. Мне кажется, именно поэтому так настойчив герой
Панкратова-Чёрного. Он не хочет быть «заменимым», интуитивно понимает, что дело не только в искусстве правильно поставить ногу, но и в характере, чудаковатом, одиноком, в общем, отличающемся от всех других. В фильме
Беглов, очень скромный человек, не стесняется публично исполнить старую незамысловатую песенку, в присутствии звёздной певицы. Сердечно звучит его голос, в отличие от вечно наигранной улыбки и бравады
Мельниковой. Поэтому у всех сразу делается особенное настроение. А диван, который он так хотел купить - это символ - уюта, определённого достатка и той же нестандартности, потому что
Беглову не нужен был просто диван. Ему нужен символ. А диван взяли и продали.
Очень глубокий фильм получился у
Шахназарова, с острым по тем временам подтекстом, да и по нынешним тоже. Наглядно показывает, что уже тогда в нашем обществе возобладали совсем иные, не советские моральные ценности, и слишком большое значение приобрели атрибуты внешнего успеха - чины, звания, регалии. Потому и представляется
Беглов неудачником в глазах дочери и бывшей жены, что не выбил вовремя этих самых атрибутов для себя, значит, ему и не место в «высшем» обществе, собирающемся на свадьбе. Несмотря на то, что расстались они с женой «цивилизованным» образом, и с дочерью он время от времени общается, ей явно ближе мать и отчим, наверняка более престижный по своему положению. Тот прекрасный вечер в Гаграх дочка уже порядком подзабыла, только сам
Беглов вспоминает его, как самый счастливый в жизни.
От светлой улыбки в начале фильма до слёз в конце... Тепло. Тёплое ощущение сквозь весь фильм - это и ностальгия по тем временам, по тем актёрам, и от сюжета.
Особое спасибо - Евстигнееву… Таких актёров больше не будет никогда.
10 из 10