Забытые имена и памятные вечераАлексей Беглов — когда-то известный чечеточник (степист) — теперь репетитор при эстрадном коллективе. Неожиданно к нему обращается некто Аркадий, приехавший из Воркуты и мечтающий прославиться, с желанием научиться степу…
Излет советского кино подарил взлет Карену Георгиевичу Шахназарову. Его «Курьер» и «Город Зеро» стали киноотображением перестройки. Но ещё раньше он будто бы подвел своеобразные итоги застоя. И сделал это с теплотой, а не с жестокостью, что было вроде и не в тренде. При этом взял близкую ему сферу — область музыки (искусства). Тем паче, что у него уже был опыт обращения к музыке в «Мы из джаза». Только там были трудности тернистого пути в будущее, создаваемого музыкантами. А здесь — смирение с ушедшей славой и гордость за прожитое. Часто ведь приходится слышать, что поколение застоя, не говоря уже о более раннем, сталинском и даже оттепельном, прожили жизнь несвободно и мол-де напрасно. Судьба Алексея Беглова намекает, что прошлое оставило нам кое-что, а сами себе мы пока что создали не очень много (назидательный монолог Беглова, не только осуждающий алкоголизм, но и напоминающий про ДнепроГЭС, появившийся отнюдь не с неба, а благодаря труду людей).
Кстати, Евстигнеев (Беглов) сыграл роль своеобразного спящего вулкана, который готов в любой момент проснуться. Казалось бы податливый, но гордый (на таком контрасте сыграны эпизоды в магазине — «что ты тут болтаешься» и в гостинице — молчаливый уход). Вроде равнодушный к судьбе степа ("не буду я тебя учить») и «загоревшийся» на хрупкой надежде возродить номер «Гаучо-чечеточник» ("Ты будешь танцевать степ?!»). И, конечно, евстигнеевское исполнение получилось блистательное, а фильм превратился в бенефис актера. Хотя и Панркатов-Черный, и Никоненко, и Гундарева, и эпизодники сыграли в высшей степени здорово.
А ещё есть «звёздная болезнь» современных эстрадников (это не только героиня Натальи Гундаревой, но и персонаж Никоненко), проистекающая от неосознанности сиюминутности славы (она разбивается о японскую чудо-машину) и изменение мировоззрения советских людей, особенно заметное в противопоставлении-дружбе Беглова и Аркадия (трудовая этика первого, нагловатость и «жажда славы» второго). В том числе и в методах воспитания — Аркадий верит в силу денег, Беглов — в силу порыва (кураж). Темный зал в финальных титрах, в котором раздается стук ботинок, примиряет героев, восстанавливая преемственность. Точнее, давая надежду на нее…
Вопросы могло бы вызвать название, но иногда суть кино выражается не в полном метраже, а в одном из эпизодов. Почему же избран «Зимний вечер в Гаграх»? Да потому что в нем (в вечере) сошлись любимое дело и любовь близких. Почему такой финал? Потому что «тот вечер» окончательно стал прошлым… Неважно, счастлив ли Беглов сейчас — он хотя бы был счастливым тогда… И весь фильм становится, как ни парадоксально, сиквелом к короткому, но яркому эпизоду, и вопросом к нам: сможем ли мы прожить жизнь хоть в чем-то так же как он?