Прощай, бандитская Одесса!Перед тем, как що-то писать за эту картину, таки ответьте мне на непонятный вопрос: ежели она, которая картина, имеет при себе дату выхода 1989-й год, то каким, то есть, макаром (с малой буквы, поскольку не имя, а в общем), ейная мировая премьера состоялась в 2007-м году в Венгрии, как записано каким-то поцем на здешней её странице? Что ж выходит? Её почти 20 лет вообще никто не имел ввиду? Или имели, но только наши, а уж потом только ихние? Или она где пылилась? Так не у Мойши ли Переца на складе? Щоб я так жил!
Ну а теперь серьёзно. Как раз накануне знакомства с фильмом «Искусство жить в Одессе» я внимательно просмотрел 20-серийный документальный украинский сериал «Легенды бандитской Одессы» (2007-2008, настоятельно рекомендую!), где использовалось много видеоматериала из этой картины (собственно, от него я и вышел на неё). И стало окончательно понятным (впрочем, известным и раньше), что Бабель «не документально» воспроизвёл в образе своего Бени Крика Мишку Япончика (его почти 10 лет не было в Одессе- до революционного 1917-го года). Здесь гораздо достовернее недавний телесериал про Мишку (имел честь писать на него рецензию), который, кстати, немало позаимствовал у «Искусства жить в Одессе» (впрочем, и там, и там в первооснове- Бабель).
Известнейший наш «приключенческий» одесский режиссёр Юнгвальд-Хилькевич вполне логично поделил свою картину на две части- «до ЧК» и «во время ЧК», причём первая часть получилась на порядок художественнее второй, где началась намеренная демонизация «революционных карательных органов» в угоду новым «демократическим» веяниям начавшейся перестройки (неубиваемый Авилов в роли главы чекистов- сущий дьявол!). Конечно, жаль «историю Одессы» Грача-Петренко (как и в сериале про Японца), который сам пришёл в ЧК и которого тут же пустили в расход… Но с другой стороны, скажите, что должна была делать Советская власть с закоренелыми бандитами, которые ничего не умели и не хотели делать, кроме как грабить, воровать и убивать? Вам их жалко? Мне- нет! Вас бы взять (и чтоб в карманах мало-мальски звенело!) да пустить вечерком по тогдашней Молдаванке, и я бы послушал, что бы вы заорали, когда вам к горлу приставят нож и велят раздеться до гола! И куда бы вы потом побежали жаловаться, если бы остались живы- наверняка в клятую ЧК! Психология обывателя такова: преступники (в литературе, в кино) хороши и вызывают сочувствие до тех пор, пока они реально не залезают в ваш карман, не громят ваш дом и не насилуют ваших дочерей. И этой психологией издавна и успешно пользуются писатели и кинематографисты, в том числе Бабель и Хилькевич…
Не стану ничего говорить об игре наших прекрасных актёров (Табаков, Петренко и т. д.), «заделавшихся» одесскими евреями- все хороши! Кстати, судя по архивным документам, почти 90 процентов заметного криминалитета в Одессе 19-го- начала 20-го веков было именно еврейской национальности. Скажу зато про музыку и песни к фильму «производства» Александра Градского. Наш знаменитый голосистый певец лучше всего проявил себя, исполняя чужие песни (в частности, Пахмутовой-Добронравова), но как композитор и автор-исполнитель своих опусов он, увы, не преуспел… Это не только моё мнение (и мнение ряда солидных музыкальных критиков), это уже исторический факт- в памяти народной его сочинения не отложились, их банально не помнят. Годом раньше у Градского был действительно удачный музыкальный проект- в мини-сериале «Узник замка ИФ», с Авиловым в главной роли, но то, что маэстро насочинял и спел для «Искусства жить в Одессе», тоскливо и блёкло, как Чёрное море в январе… А ведь какая богатая тематика!
Одним словом, шедевра из картины не вышло. Хорошо, хоть документальщики её дирбанят на кадры…
6 из 10 (правда, с плюсом)