Быть гадким утенком — значит, находиться в кругу постоянных насмешек, толчков, непонимания со стороны других обитателей птичьего двора. Человеческое общество — тот же птичий двор, в котором время от времени вылупляются эти беззащитные «неправильные», «чудаковатые» птенцы — Иваны-Дураки, идиоты князи Мышкины, Егоры Полушкины, герои книг Васильева, Айтматова, Шукшина, Распутина. Странные, чудные, не свои, они обречены на одиночество, на трагическое выпадение из того социума, в который вброшены судьбой и к образу жизни которого никак не могут приспособиться. Не гордыня или глупость — совесть, сама природа, основа характера и мироощущение не дают им стать «как все».
Но колесо времени неумолимо катится вперед, бесперебойно вертятся жернова истории — уничтожены Эдемские сады, затоплены Матёры, перемолоты судьбы, преданы идеи, забыты слова. Эпохи безразлично сменяют одна другую — смирись, человек. Прими, как есть, и да будет позволено тебе прожить свой век. Бери, пользуй, потребляй, и не смей вставать против течения. И люди меняются согласно эпохе, прощая друг другу многое, но никому не прощая инаковости, превосходства и собственных несовершенств. Никому не прощая чистоты.
И потому, в гадком утенке разглядев белого лебедя, в чудаке-неудачнике увидев светлую душу, взвести курок — пли! Это пусть классическая литература учит, что добро всегда побеждает. Не читай её, человек! Трезво смотри на вещи, куй свою жизнь согласно времени, не проворонь свой кусок. А ты плачь, Земля, по своим сокровищам. А вы забудьте, люди, что душу бередит, покой тревожит. Пусть там, в песнях, книгах, кино, а здесь не место, здесь не до этого. Пожить бы успеть! Сытно и радостно.
Такова и история Егора Полушкина, героя романа «Не стреляйте белых лебедей», в 1980 году любовно и просто перенесенного на экран. История русского мужика, наивной души, никому не желавшей зла, сохранившей корневую связь с матерью-природой и так желавшей, чтоб по небу летели лебеди и «от этих белых стай мир добрее стал». С любовью к людям и природе, в гармонии с ней, с жалостью к всякой букашке, каждой травинке, он задарма выполнит любую работу, чтобы помочь ближнему, потратит последние деньги на покупку лебедей, чтобы вернуть Черному озеру некогда говорящее имя «Лебяжье», без раздумий пойдет на риск, чтобы защитить беззащитное. Материальные ценности вымещают духовные, личные интересы довлеют над общечеловеческими, гедонизм и религия потребления завоевывают умы и сердца, а он тут носится со своими глупостями. Чудило! Шут гороховый! Бедоносец! Блаженный! Святой! Пли!
Мир не станет добрее.