Опережая времяЕсли вспоминать лучшие боевики конца прошлого века, то это будут в основной массе бесшабашные перестрелки с наивными главными героями, простым сюжетом и ведрами отстрелянных гильз. Фильм Майкла Манна из данного ряда выбивается. Режиссер будто бы смотрел в будущее, создавая из заезженной криминальной истории про ограбления настоящую драму, детектив, а временами даже триллер. Наверное, именно поэтому более чем двадцать лет спустя «Схватку» интересно смотреть. Картина отлично ложится на современные реалии кинематографа, где даже актеры комедийного сериала «Бруклин 9-9» проходят специальную подготовку, чтобы не выглядеть в кадре клоунами с пистолетами.
Сюжет фильма прост донельзя. Есть грабители — как обычно, несколько романтизированные — которые собираются на свое последнее дело перед уходом на покой; и есть полицейские, детективы, которые пытаются им помешать. Манн решил не менять эту сложившуюся и много раз перемолотую боевиками разного сорта историю. Но режиссер решил задвинуть подальше основную сюжетную ветку и спрятать ее за отношениями многочисленных действующих лиц. Впрочем, обилие второстепенных персонажей не вредит фильму. Каждому герою отведена своя определенная роль в рассказываемой истории. И эта роль зачастую соразмерна значению каждого персонажа для фильма, поэтому сценарий не выглядит перегруженным. Тем более что взаимоотношения между героями раскрываются очень живо и динамично.
Вообще, слово «динамично» как нельзя лучше подходит для емкого описания «Схватки». В этом повинен монтаж. Он действительно поражает и порой напоминает лучшие фильмы Эдгара Райта (задолго до карьеры самого Райта). Монтаж спасает картину там, где обычно спотыкаются другие представители жанра: в перебивках между экшн сценами, в раскрытии личной жизни героев, в постановке перестрелок. Бодрый ритм также поддерживает отличная, запоминающаяся музыка, неизменно погружающая зрителя в происходящее на экране действо.
Отдельного упоминания заслуживают диалоги. Сильные диалоги. Мощнейшие диалоги. Сногсшибательные диалоги! Некоторым персонажам отведено минимум экранного времени, но благодаря тщательно прописанным репликам, мы можем составить свое мнение о них, понять их судьбы и душевные перипетии. Единственное серое пятно во всем многообразии взаимоотношений персонажей — это романтическая линия Нила МакКоули (Роберт де Ниро). Его сюжетная арка с внезапной любовницей выглядит слишком наивной. Да и сама Ида (Эми Бреннеман) персонаж очень скучный, бесполезный, ненужный и, к тому же, очень, очень банальный. Пожалуй, единственный кусочек фильма, который попахивает откровенной халтурой.
Но все прочие плюсы и минусы перекрывает собой всего лишь один небольшой эпизод в середине фильма. Речь идет, конечно же, о совместной сцене Аль Пачино и де Ниро. Не называю персонажей, потому что на первом плане здесь не герои, а именно актеры. Понятное дело, что эти мастодонты кинематографа хороши на протяжении всей картины, но их очная ставка — однозначно лучший момент фильма. Наблюдать за актерами, слушать их реплики в этой легендарной сцене — истинное наслаждение. Кто-нибудь должен был снять этих парней в одном кадре, и Манн это сделал!
В завершении стоит сказать о технической стороне фильма. В криминальной картине, в боевике об ограблениях по факту только три экшн сцены: в самом начале, в кульминации, и в концовке. Это напоминает «Парк юрского периода», в котором на двухчасовой хронометраж самим динозаврам отдается лишь 15 минут экранного времени. И в обоих фильмах это достигается путем кропотливой работы над ключевыми сценами, которые врезаются в память надолго (считай, что навсегда). В общем, все это к тому, что сцены перестрелок в «Схватке» сняты на высшем уровне. В купе с вышеперечисленными достоинствами картины можно сделать вывод о том, что Майкл Манн снял, пожалуй, один из лучших криминальных фильмов 90-ых наравне со «Славными парнями» и «Криминальным чтивом».
9 из 10