Гимн поколения победителей.Я частично понимаю тех людей, которые узрели в данной картине 'типичность', 'несерьезность', 'дешевый популизм' и т.д. Ну что поделаешь - просто им не пришлось пережить ту катастрофу, которая поразила народ СССР в 1941-1945 годах: им не пришлось жить в эвакуации, корчиться от боли в медсанбатах, умирать от голода в блокадном Ленинграде, в окоченении от холода бежать в атаки под Сталинградом, в беспросветном одиночестве ожидать своих детей и мужей, восстанавливать разрушенное хозяйство. Да, не пришлось...
Именно в этом и кроется корень того непонимания, которое после просмотра данного фильма охватывает тех, кто в войне видит лишь боевые действия как таковые, забывая о той доли горя, которая выпадает на плечи простых мирных граждан, и о том, как трудно затем возвращаться к ставшей для многих уже непривычной мирной жизни без сирен ПВО и артиллерийских канонад.
Фильм вышел на экраны в 1949 году. Страна только-только оправилась от Великой Отечественной Войны. Эйфория Победы понемногу рассеялась и наступили тяжелейшие трудовые будни - идет восстановление разрушенной европейской части СССР. Народу, прежде всего трудовому народу, простым работягам, которые и являются истинными созидателями, как глоток воздуха нужны минуты духовной отдушины, спокойствия, веселья. Именно такую функцию и выполняет данный фильм.
Современным поколениям в большинстве своем не понять и части замысла фильма. А он здесь присутствует. Синичкин на своем примере доказывает, что отдача своему трудовому делу приносит результаты, и любое, даже самое казалось бы незамысловатое начинание, если его вести с душой, приносит и эмоциональную радость. Взять к примеру тот самый грузовичок 'полуторку' - тут на примере главного героя зрителю преподносится образ надлежащего ухода за своим 'трудовым конем', который, казалось бы, после 'представительного' бездельника Зачесова 'приказал долго жить'. Также в фильме имеет место тема нравственности: Феня все-же отличит кто есть кто...
Но, прежде всего, зрителю показаны человеческие отношения, а не современные 'терки' 'закрепощенцев-индивидуалистов', мерящихся своими 'достижениями'. Да, гротеска в картине хватает, но в данном случае он не призван оторвать от реальности. Как говорится, есть фильмы, цель которых показать к чему стремиться нормальному человеку, который не желает становиться ни 'крутым', ни 'модно одетым' - который просто хочет развиваться и созидать. Это тот самый фильм (и не один он такой, их в СССР 1930-1950-х гг. снимали немало).
И в заключение. Народ (именно народ!) у нас умен и сметлив был всегда, и он отличал 'популизм' и 'заказы' от действительной бескорыстной красоты кинематографа; о провальных фильмах той эпохи известно немало - данный фильм в число сих не входил. А то, что его музыкальный стиль преисполнен 'стереотипных' дум и смыслов не дань ЦК ВКП(б) и лично Сталину, а действительное отражение запросов тогдашнего трудового большинства.
8 из 10.