О борьбе «нанайских мальчиков» замолвите слово…Классический образчик хрущёвского кино предстаёт перед нами. Тут вам и начальник-верхогляд, бюрократ и формалист и т.п. Тут и подхалимы вокруг него, создающие у него иллюзию того, что он 'хороший начальник' и т.п. По крупному этот фильм: тематическая поделка на основе
'Верных друзей', в чём я полностью согласен с одним из предыдущих рецензентов. Фактура актёров и персонажей точно такая же, линии поведения и нормы взаимоотношений воссоздаются те же. Около-морализаторские итоги ленты те же...
'Послекультовые' реставраторы барства на Руси остро нуждались в таких кинолентах, где конформизм
сливается с 'правильными моральными посылами'. Да, начальники 'плохие' и мы с ними собираемся бороться - видите какие ленты снимаем!! А то, что вокруг подхалимы и холуи - это вне нравственных оценок заказчиков ленты и съёмочной группы. Во что по итогу вылилась хрущевская борьба 'нанайских мальчиков' с бюрократизмом и формализмом, думаю, знаете сами: слов гурьба - дела ноль. Да и по фильму все подчинённые и 'простые' ведут себя как и
'положено': тихо и послушно, не мешая начальникам, не осуждая их и не огревая их правдой-маткой по их тупорылой башке. Представьте себе такую картину в кино периода 'кровавого диктатора': не получается? - вот и у меня тоже!
Видите ли, в сталинском кино,
при всей его идеологической нашпигованности и нередкими перегибами в 'монументальности' персонажей, за любым таким вот 'начальничком' к концу хронометража приходил сотрудник 'кровавой гэбни', а сам сатрап объявлялся вредителем. Ну - в крайнем случае - идиота с позором гнали с занимаемой должности и назначали нового молодого и энергичного человека. А 'Шофёре..' все так и остаются на своих местах, обещая 'исправиться' и выучив 'урок жизни', выудив 'мораль'. И уж тем более в сталинском кино никто перед вышестоящими по должности не пританцовывал, наоборот: кино времён 'кровавого диктатора' прививало простым трудягам иную этику взаимоотношений с начальствующими, лишённую подхалимства и услужливости. Не нужны были холуи и холопы в 'культовом' кино, да и места им там не находилось; а если и находилось, то кончали они точно так же как и объекты приложения их холуйских 'задатков'.
Т. о. заключаю, что 'Шофёр поневоле' -
классическая хрущёвская комедийная агитка о том, какая 'хорошая у нас власть' и как она будет бороться с теми, у кого в 'послекультовый' период истории СССР открылось
второе дыхание. Это тоже самое, что всерьёз воспринимать предвыборные плакатики от ЕР и остальных про 'борьбу с коррупцией', 'создание рабочих мест' и т.п. На эту тему - 'нерадивых верхов' - в Союзе было и после снято много фильмов, но вот только толку в реальной жизни советских людей от них было как от козла молока (
это и 'Премия', и 'Обратная связь' и 'Мы, нижеподписавшиеся', и 'Снег в июле').
Разлом между 'культовым' и 'послекультовым' кино именно в этом: сталинское кино сжимало удавку на шее таких вот формалистов-бюрократов и хлестало их по заднице, держа в тонусе и отбивая желание осуществлять 'опрометчивые' действия под
РЕАЛЬНОЙ УГРОЗОЙ ПОНЕСТИ РЕАЛЬНУЮ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за несоответствие реальной деятельности сути должностного положения (то же относится и к подхалимам-холуям); хрущёвское весёлое-отдыхающее-лёгкое кинцо на, казалось бы, эти же темы постепенно начало хитро 'обходиться' без отстранений, наказаний и несения иного рода ответственности уличёнными в том, что в сталинский период именовалось просто и по-русски -
вредительством.
Назначение таких кинофельетонов было одно: запудрить мозги рядовому советскому трудяге, который видел, что 'бюрократическая зараза' после 1953 года начала поднимать голову. Запудрить, внушая лживым морализаторством иллюзию того, что 'власть всё видит - власть борется - коммунизм близок' и прочая-прочая-прочая.
Цену всему этому некоторые осознали в 1962-м году, когда 'разоблачители' 'кровавого диктатора' и 'противники репрессий' без обиняков пачками расстреливали рабочих в Новочеркасске, выступивших против проводимой ими политики.
5 из 10