Шедевральный, Родной, Единственный, Креативный«Шрек» — это одна из тех картин, которая с головой погружает в свою атмосферу не просто с началом развития сюжета, а с самых первых секунд. Чего уж греха таить, лично я не припомню ни одного мультфильма, чья открывающая музыкальная тема запала мне в душу столь же сильно, как это удалось спокойной и ритмичной композиции, написанной Джоном Пауэллом и Гарри Грегсон-Уильямсом. Она так и называется — «Fairytale», таким образом отождествляя эту самую атмосферу сказки, которой анимационный фильм про зелёного великана пропитан насквозь. Да только сказка эта не простая, а особенная. Сказка с придурью, так сказать, но не в плохом смысле.
- Фу, ну и чудище!
- Не очень-то вежливо… Нормальный ослик. (с)
Представьте себе классический сказочный сюжет, в котором прекрасный принц на белом коне, преодолевая огонь, воду и медные трубы, спасает прекрасную принцессу из лап ужасного чудовища. Представили? А вот теперь забудьте, ибо с самого начала, лишь слегка создавая иллюзию того, что сюжет будет развиваться в подобном ключе, мультфильм чётко даёт нам понять, что к чертям собачьим такие сюжеты. И подобно тому, как Шрек подтёрся страницей из книги со сказкой, сам фильм подтирается канонами Диснея, таким образом демонстрируя свою конкурентоспособность. Самое примечательное здесь то, что ненависть к «Мышиному дому» со стороны руководства студии DreamWorks можно понять, всего лишь посмотрев этот мультфильм. И нет необходимости вдаваться в подробности корпоративной драмы, «Шрек» своим языком расскажет вам о них. Однако за вымещением ненависти, подкрепляемой стёбом и искромётным юмором, кроется то, за что многие и полюбили этот мультфильм и готовы возвращаться к нему снова и снова — душа. Сложно передать словами то, с какой искренностью здесь раскрываются знакомые многим из нас проблемы и пути их решения. То, как персонажи преодолевают эти проблемы, в итоге выливается в смысловую подоплёку, которую было бы полезно почерпнуть как детям, так и взрослым, а близость отдельных ситуаций к жизненным вкупе с подачей через призму сказки делают историю о Шреке более родной. Наверное, именно поэтому данный мультфильм по-прежнему считается самым душевным в рамках франшизы, а может быть и самым душевным среди всех работ анимационной студии DreamWorks.
Но даже с учётом того, что в картине с подозрительной частотой высмеиваются элементы сказочных сюжетов, она сама от этого не перестаёт быть сказкой. Пусть и перевёрнутой с ног на голову, но всё же близкой сердцу доброй (ну… с некоторыми оговорками) сказкой, которая от большинства оных отличается тем, что здесь герои преодолевают стоящие перед ними преграды и решают конфликты собственными усилиями, без помощи всяких джиннов и волшебных палочек. А если и нужен рояль в кустах в виде дракона, то уже при крайней необходимости, да и у дракона-то есть свои причуды. Что немаловажно — мультфильм представляет собой своего рода сказочный кроссовер, объединивший персонажей из сказок различных времён и народов, а в дальнейшем и умело поместивший их в сеттинг, близкий к реалиям тех времён.
Стоит также отметить, что «Шрека» можно причислить к ряду мультфильмов, которые с возрастом воспринимаются яснее и, возможно, даже лучше. Ведь именно с истечением времени, когда уже хорошо сформировалась способность анализировать происходящее на экране и вдаваться в диалоги, понять художественную ценность произведения киноискусства становится проще. И потом, если в большинстве современных мультфильмов основной посыл (если таковой присутствует) подаётся на блюдечке прямым текстом, то «Шрек» пошёл другим путём — в нём основной посыл завуалирован под двумя на первый взгляд совершенно непримечательными диалогами, по ходу которых Шрек и Осёл, казалось бы, просто разговаривают на отвлечённые темы. Кроме того, бытует мнение, что именно «Шрек» предопределил стандарты современной анимации. И, недолго подумав, невольно понимаешь, что так оно и есть — к примеру, персонажи стали не только хорошими ролевыми моделями, но и хрестоматийными образами для создателей многих современных мультфильмов (сразу становится понятно, откуда у «Ледникового периода» ноги растут). Так что данный мультфильм имеет большое значение не только как продукт киноиндустрии и как художественное произведение, но и как культурное явление.
Но не стоит забывать, что эффектный конец представления не менее важен, чем эффектное начало. Впрочем, и тут создатели не подкачали и под зажигательный хит «I`m a Believer» группы Smash Mouth закрыли за персонажами занавес… До следующей части, разумеется. А зритель между тем со слезами радости будет вспоминать, как ему довелось лицезреть того, кто изменил мир мультипликации навсегда. Того легендарного Шрека…