Что в шпионы может каждыйПотрясающий, чудесный, качественный и эпохальный фильм одного из величайших столпов американской школы комедии — Джона Лэндиса ! Легендарные комики Чеви Чейз и Дэн Эйкройд просто на высоте своей профессиональной и творческой деятельности, в самом пике своего успеха, в триумфе своей комедийной «жизни» — пожалуй лучший их совместный фильм в 80-х.
Одна из первых и пожалуй лучших комедий, глубоко докопавшихся до сути проблемы и поднявших вопрос и сложную политическую ситуацию холодной войны, сложных взаимоотношений между Советским союзом и США, такое не удалось повторить почти никому, только спустя год, американской актрисе Пенни Маршалл удалось вывести нечто близкое, ставшее популярным но совершенно не достающее по уровню, задумке и идее — «Джек Попрыгунчик».
Хотя увы, у этого фильма не столь высокая популярность как у его последователя, но он мне нравится гораздо больше чем работа Маршалл, физическая комедийная сторона в духе лучших работ Братьев Маркс здесь прекрасно сочетается с приключенческим фарсом, шпионским триллерным абсурдом и даже лихим боевичком, в лучших традициях «Красной жары», потрясающий сюжет, хоть и не вызывающий сегодня столь бурных оваций как тогда, должен бы быть удостоен премии, удивительная динамичность, потрясающий неглупый, не лишенный иронии, тонкости юмор, блестящая кино-заваруха вертящаяся вокруг двух разведчиков недотеп способна развеселить, зарядить отличным позитивом, шибануть шикарными репризами, сумасшедшими фарсами — этот фильм нечто !
«Шпионы как мы» невероятно весел и в то же время он невероятно серьезен. Как однажды была высмеяна беспричинная циничная амбиция американских военных в шедевре Кубрика — «Доктор Стрейнджлав», так и в фильме Лэндиса показаны отталкивающие стремления военных апологетов к «сохранению американского образа жизни», полная ненормального патриотизма цель спасти идеалы «того во что они верят» даже ценой миллиардов жизней вызывает возмущение отвращение, и как хорошо что на земле сохранились еще недотепы, не способные и автомат-то в руках нормально держать, готовые спасти мир от разрухи, пускай и поражающие всех своей глупостью.
Написанная сатира в контексте совершенно приятной комедии, ни сколько не портит впечатления от просмотра, а даже в каком-то смысле делает его более целостным, более завершенным, отчасти поэтому «Шпионы как и мы» стала одной из тех золотых зернышек, культовых комедий ставшими классическим воплощением 80-х на протяжении многих лет.
Джон Лэндис, хохмя, импровизируя на протяжении всего фильма пародирует всевозможные киновоплощения самого известного агента-подданого его величества — Джеймса Бонда и других доблестных агентов на страже порядка и национальной безопасности, которые в одиночку и почти голыми руками борются с вездесущими «кагэбэшниками»,терарюгами, «Докторами Но» и прочим вселенскими воплощениями зла. Но Лэндис, умело переходя из пародии в комедию положений, прекрасно расставляет точки «на ты», делая это качественно, очень тонко и оригинально.
Для Дэна Экройда это была не первая работа с Лэндисом, он работал с ним в «Братьях Блюз», еще там он показал комедиографу свой потрясающий талант, умение чудесно входить в образ и непреодолимое желание работать, здесь же он доказал, что не смотря на потерю своего лучшего друга — тоже знаменитого комика- Джона Белуши, безвременно ушедшего из жизни тремя годами раньше, чем вышел фильм. А ведь он хотел работать в этом фильме именно с ним, он способен творить, создавать, воплощать, даже не взирая на жизненные сложности, вот что значит сильный человек и потрясающий актер !
Чэви Чейз в этом фильме также хорош, даже более — он замечателен, ловок, изворотлив, хитер, любвиобилен, способен вылезти из любой ситуации, пуская и его типичная, но по качеству исполнения лучшая, блестящая роль в его творчестве, почти на одном уровне с «Рождественскими каникулами», «Флэтчем`и «Сплошными неприятностями».
Кроме Эйкройда и Чейза, здесь можно увидеть на удивление разношерстную компанию легенд, звезд и просто известных людей в небольших но очень ярких ролях, здесь и Фрэнк Оз, и Боб Хоуп, и Мартин Брест, и «пайнтоновец» Терри Гиллиам, и легендарный блюзмен Б. Б. Кинг, и даже нашлось место популярному радиоведущему Севе Новгородцеву, чьей знаменитой передачей «Рок-Посев» заслушивался весь СССР…
Это потрясающая, качественная, легкая, хотя и старенькая комедия, которую не стыдно положить на полку, в золотую часть коллекции. Это старая школа комедии, не запачканная пошлостью и грязью, которыми так испоганены большинство современных фильмов. Это фильм обладающий неповторимой комедийной «живостью», сочностью, приятным послевкусием и невероятной, необъяснимой ностальгией, после его просмотра. Таких фильмов уже не делают, и слава богу у таких фильмов еще сохранились зрители, способные оценить по достоинству такие нетленные творения.
10 из 10