Поговорим о нас и детишках нашихФильм Франсиса Вебера «Папаши».
Изящная французская комедия на тему отцов и детей. Ненавязчивый сюжет, лёгкий юмор, немного лирики, немного грустных жизненных сентенций.
Обыкновенный французский паренёк, Тристан Мартен сбежал из дому, /переходный возраст, юношеский максимализм, первая любовь/. Его мать, Кристина Мартен, после обращения в полицию, /кто в таких случаях верит полиции/, обращается за помощью к гипотетическим отцам сына. К импульсивному журналисту Жану Люка, /Жерар Депардье/, и депрессивному учителю Франсуа Пиньону, /Пьер Ришар/. Оба новоявленных отца не испытывают друг к другу симпатий, тем не менее им придётся преодолеть и разногласия, и сомнения. А ещё им предстоит пересмотреть свою систему жизненных ценностей. Вот такой сюжет вкратце, скажешь не смешно, /а комедия/, да как сказать…
«Я начинаю все больше верить, что мотором комического эффекта являются сердечные порывы» © /Франсис Вебер о фильме/
Он такой юмор этого фильма, он идёт от сердца, не столько смешной, сколько добрый, иногда щемяще-грустный. Но всё таки, он настоящий, человеческий, /человечный/. Именно поэтому мы и любим французские комедии, за эти самые сердечные порывы, за душу человеческую, за смех свозь слёзы, /не без причины/.
Будь уверн ты не просто так будешь смеяться и грустить, глядя на экран. Ты примеришь, увиденное на себя. Не обязательно должна быть именно такая жизненная ситуация, чтоб однажды твой привычный мир перевернулся, произошёл катарсис, в жизни твоей появился новый смысл, ты вдруг стал счастлив, /и несмотря ни на что/. Толчком к этому может стать любая жизненная ситуация, с ударением на жизненная.
На своё прошлое всегда можно посмотреть с юмором, даже нужно, потому, как не со зла же делалось, то, что делалось. Конечно, фактически мы всю жизнь пересматриваем эту самую жизненную систему, но упёрто стараемся следовать своим устоявшимся жизненным привычкам. Пытаемся подогнать всё и всех под себя, пусть неосознанно, но разве от этого что меняется. Тем более в лучшую сторону. Что до своего ребёнка, хочется видеть в нём лучшего друга, не совершившего всех твоих ошибок, и добившегося всего, того к чему ты стремился. Хочется видеть своего ребёнка продолжателем, пусть не профессии, последователем того что ты считаешь важным, нужным, того что является твоим смыслом жизни. В этом мире. Наконец, хочется гордиться своим ребёнком.
А может до того, вышеперечисленного, есть ещё что-то не менее важное. Не предъявляя никаких ни моральных, ни физических требований, быть. Самым близким человеком, личным примером, показать, как жить на этом свете, поддержать, когда нужно, пожалеть, когда нужно, просто быть рядом. Потому, как это очень серьёзно, жизнь. В жизни ко всему самому дойти нужно, свои шишки набить, свои вершины покорить. Ничего нового, да. А в жизни всегда так было. Веками проверенные, и тысячи раз повторяемые истины, /они так и называются, вечные истины/, их никогда не поймёшь, пока сам не дойдёшь. Пока сто потов не сойдёт, сто раз во всём разуверишься пока через мозг, через печёнки не пропустишь, пока не сможешь сам себе ответить на простой вопрос, что тебе действительно важно и нужно в жизни.
Люка и Пиньон ищут в Тристане свои черты, не понимая, что на самом деле всё обстоит совершенно по-другому. Они ищут его черты в себе, они уже живут его интересами, они начинают видеть жизнь его глазами, понимать жизнь, как любовь, которая жертвена, по сути, и вместе с тем единственно правильна, единственно права. А всё остальное так не более чем, красивая картинка, декорация, на фоне которой разворачивается не то трагедия жизненная, не то комедия, в которой мы играем пусть и не главную, но всё же очень важную роль.