'- Это кто такая? - Золушка. - У твоей Золушки в сумочке пушка. - Это её волшебная палочка.'Однажды молодой, но чрезвычайно талантливый французский кинематографист, делавший первые, но уверенные шаги на своём творческом пути Люк Бессон сплотил вокруг себя четверых друзей-единомышленников, которые начали фантазировать над сценарием лирико-фантастической картины, впоследствии вышедшей на экраны в 1985-ом году под названием 'Subway', а в нашем локализированном переводе - 'Подземка'. Изначально на главную роль рассматривался британский музыкант, певец и поэт Стинг, который затем запишет мегапопулярный хит 'Shape of My Heart', использованный Люком Бессоном как послетитровая песня к драматическому триллеру 'Леон' (1994). А компанию Стингу должна была составить его соотечественница Шарлотта Рэмплинг. Но по ряду причин и Стинг и Рэмплинг выбыли из проекта, и тогда Бессон пригласил в 'Подземку' уже своих соотечественников - Кристофера Ламберта, который вроде тоже приложил руку к написанию сценария, но в титрах в данном амплуа указан не был, и Изабель Аджани, для которой Люк Бессон снял видеоклип для её песни 'Pull marine', ставшей заглавной в одноимённом альбоме.
Но время премьеры 'Подземки' Люку Бессону было всего лишь 26 лет, что считается очень юным возрастом по кинематографическим рамкам, но в его послужном списке уже значился один полнометражный фильм, - фантастику 'Последняя битва' - вышедшую на экраны за два года до 'Подземки', и была, в целом, неплохо воспринята. А исполнивший главную мужскую роль в 'Подземке' Кристофер Ламберт (его героя зовут Фред) уже приобрёл некоторую популярность после выхода фильма 'Грейстоук: Легенда о Тарзане, повелителе обезьян' (1984), который получил три номинации на 'Оскар'. А Изабель Аджани, который на момент съёмок в 'Подземке' исполнилось всего лишь 30 лет, уже считалась одной из самых выдающихся актрис современности, в особенности после того как она показала глубокую и выразительную игру в фильмах режиссёров-классиков Франсуа Трюффо (в 'История Адели Г.' (1975)), Романа Полански ('Жилец' (1976)) и Вернера Херцога ('Носферату: Призрак ночи' (1978)). Помимо них стоит отметить, что в 'Подземке' снялся Жан Рено, который играл одну из ролей в дебютном фильме Бессона. А также присутствует Мишель Галабрю, известный по роли жандарма Жерома Жербера, начальника героя Луи де Фюнеса в комедии 'Жандарм из Сен-Тропе' (1964) и её пяти продолжениях, которые были так любимы в СССР.
Действие 'Подземки' начинается с того, что нас знакомят с персонажем Кристофера Ламберта - обаятельным авантюристом Фредом, который вынужден бежать от преследователей после того, как похитил некоторые документы из сейфа в доме Элен (Изабель Аджани), с которой он совсем недавно познакомился. И, задействовав всю свою харизму, он оказался у неё в гостях, где и совершил преступный поступок. Бегство Фреда приводит его в тёмные тоннели подземной дороги и он открывает там для себя совершенно незнакомый мир, ведь оказывается, что там обитает немало людей, которые буквально создали своё сообщество из различных маргиналов, начиная от мелких преступников и заканчивая музыкантами-авангардистами. Между тем охота за Фредом продолжается: его разыскивает не только головорезы мужа Элен, но и сама Хелена, которая осознаёт какая участь ожидает Фреда, если он попадёт в лапы супруга. Им приходится несколько раз столкнуться и каждый раз их встречи приводят к неожиданным последствиям. Однако, вскоре становится заметным, что между Фредом и Элен начинает возникать взаимная симпатия. И теперь перед Элен стоит трудный выбор: оставить обеспеченную жизнь с мужем, которого она не любит, и переметнутся в вечно бродячую жизнь с Фредом...
На момент выхода 'Подземки' в 1985-ом году эта лента Люка Бессона стала настоящим прорывом, за что получила множество номинаций на премию 'Сезар' (французский аналог 'Оскара'), выиграв три из них, в том числе и за главную мужскую роль, когда Кристофер Ламберт стал её самым молодым лауреатом. Вообще образ Фреда - это то, что запомнится надолго. Вроде бы он как фрик, который живёт как придётся и идёт туда, куда забрасывает его судьба. Заметно, что в нём есть что-то от стиля постпанка, но завораживающий и проникновенный взгляд Ламберта вкупе с его хриплым смехом примагничивает к его герою. Изабель Аджани прекрасна в своей роли. Можно посмотреть 'Подземку' только ради двух сцен с её блистательной игрой: я имею ввиду, когда она оказывается на званом обеде у родственников мужа и самым ядовитым образом выплёскивает всё, что думает об их спеси, а также финальная сцена, когда она неистово обрушивает гнев на покусившихся на Фреда. И тем самым Ламберт с Аджани создают упоительный дуэт людей, которые нашли друг друга, но при этом они совершенно разные, но их тянет необъяснимо друг к другу.
Конечно же, надо отметить и декорации, которые нам показывают какой-то фантастический мир тёмных подземелий, о котором не знает ни один социально адаптированный житель Парижа. А по выбору костюмов Люк Бессон показал, что у него прекрасный вкус, что он в полной мере доказал, когда снимал 'Пятый элемент' (1997), пригласив для сотрудничества модельера Жана-Поля Готье. За игру актёров уже было рассказано выше, но по поводу Аджани было сказано, что уже ради неё стоит посмотреть 'Подземку', но будет нечестным, если не упомянуть великолепный саундтрэк от Эрика Серра, которым можно восхищаться. И здесь Бессон доказывает, что и музыкальное сопровождение к своим фильмам он умеет талантливо и со вкусом подбирать. В общем, 'Подземка' - это французская классика, которую стоит посмотреть.
8 из 10