Рецензия на фильм «Подземка» (Subway) 1985г.- Кто это такая?
- Золушка!
- У твоей Золушки, огромный пистолет в сумочке.
- Это её волшебная палочка.
Диалог из фильма.
У каждого из нас есть свои любимые фильмы. И зачастую эти самые фильмы просты как пять копеек. Но раз за разом мы смотрим их, уже зная буквально наизусть, не теряя при этом интереса от первой до последней минуты. У меня таких фильмов несколько, и я не могу объяснить, что же в них такого особенного, также мне кажется, и другие люди не смогут объяснить, что же такого в их любимых фильмах. Когда меня спросили, так чем тебе нравится этот фильм, я не смог ответить на этот вопрос. Вполне допускаю, что на этот вопрос и не нужно отвечать, свои любимые фильмы нужно просто смотреть.
Некий достаточно загадочный человек по имени Фред (Кристоф Ламбер) находясь на дне рождения Элен (Изабель Аджани) похищает важные документы, попутно взрывая сейф (объясняя это своей нелюбовью к сейфам). Скрываясь от преследования, Фред оказывается в Парижском метро, где знакомится с различными людьми, организует музыкальную группу, осуществляет ограбление и почти умирает.
«Подземку» снял Люк Бессон, было ему тогда 26 лет и как по мне это главное от чего стоит отталкиваться, говоря про этот фильм. Мне кажется, что Бессон в тот период ощущал себя вольным художником, новатором, ему хотелось кричать своими фильмами. И снимал он про себя и свое окружение. Главный герой Фред, внешне очень похож на Бессона. Происходящее на экране несколько хаотично, у главных героев нет определенной цели, действуют они по наитию. Точно также Бессон и снимал этот фильм, главное было отразить тот мир в котором находятся герои и сам Бессон.
Если анализировать происходящее, тогда возникает множество вопросов, а почему, а зачем, да как так, бросаются в глаза нестыковки. Но в том то и дело, что главное здесь не сюжет, а первые ощущения. Ощущения, когда человек впервые сталкивается с новым неизвестным для себя миром и как эти ощущения могут изменить его. Для Бессона, этот фильм кинореализация своих ощущений полученных при общении с людьми находящихся вне общепринятых норм.
Бессон здесь выступает не в качестве режиссера, а как свой парень говорящий, было бы круто сделать вот так, а потом еще так. Бессон погружен в свой мир. Этот мир отчетливо делится на разношерстных жителей подземки и мир снаружи. Мир Бессона это подземка, все герои здесь очерчены, здесь все реально, мир снаружи искусственен. Бессону интересны только те персонажи кто неустроен, не вписывается в общие порядки, все остальные смешны, раздражительны, а полиция вообще представлена как сборище недотеп, не умеющих пользоваться рацией.
Кристоф Ламбер, в роли Фреда, очень хорош. Откуда он, чего он хочет и знает ли он сам что хочет? Деньги для него не главное, главное ощущения. Он с первого взгляда влюбился в Элен и все его действия отталкиваются от этого ощущения, неважно, что будет дальше, главное здесь и сейчас. Возможно, в лице Фреда мы видим автопортрет самого Люка Бессона. Мне даже трудно представить кого-либо другого в роли Фреда.
Изабель Аджани, мне не очень понравилась, она было достаточно холодной, статичной, да и слишком выбеленное лицо бросалось в глаза. Но в целом она красива и я понимаю, почему Фред в нее влюбился. К тому же Изабель здесь отдаленно напоминает Софи Марсо, а значит, претензий с моей стороны не будет.
Мишель Галабрю, сыграл комиссара Жебера. Мне он не очень понравился, больше напоминает карикатуру на полицейского. Но в целом это вписывается в идею Бессона, реальны только обитатели подземки.
Жан-Пьер Бакри в роли инспектора Бэтмена, понравился. У Бакри получился эдакий педант, желающий любыми средствами выслужится перед комиссаром Жебером. Достигает успеха только в докладах о своем местонахождении и в приготовлении комиссару кофе. Забавен момент, когда он засек преступника и получив разрешение продолжить преследование, радуется как ребенок.
Воришка на роликах (Жан-Юг Англад) один из ключевых персонажей, сыграл Англад нормально, в общую картину вписывался, хотя и проявить себя толком не сумел.
Лучшая роль, на мой взгляд, у Ришара Боренже, цветочника. Хотя он появлялся не так часто, но все эпизоды с его участием запоминаются. Единственный из обитателей подземки, имеет цель и четко ее реализует. Если ролер хотел ограбить инкассаторов, то цветочник взял и сделал это.
Приятно было видеть Жана Рено, хотя реплик у него было мало, но каждая из них забавна и запоминаема.
Стоит отметить работу надежного соратника Бессона Эрика Серры, саундтрек играет очень важную роль в фильме, зачастую отменяя необходимость персонажей говорить. Несколько песен из фильма есть в моем плеере. Также отлично сделан финальный концерт.
Мне, довелось видеть немало отличных сцен из различных фильмов. Но самая любимая сцена из всего увиденного пришлась на этот фильм. Сцена, когда герои сидят в туннеле и наблюдают за заменой шпал. Такие моменты пожалуй были в жизни у каждого, не нужно слов, ты и люди рядом просто смотрите на что-либо или делаете что-то, вроде бы ничего особенного, но этот момент ты запомнишь на всю жизнь. Постараешься его повторить. Но его нельзя повторить, нужно просто ловить мгновение.
Так же воспринимается сцена танца Фреда и Элен, все понятно без слов.
Я, не знаю что в этом фильме такого. Это далеко не шедевр, есть множество фильмов, из тех, что видел я, которые гораздо лучше. Но я влюбился в этот фильм с первого раза, когда его увидел. И с тех пор пересматриваю его примерно раз в год. Но это больше личное, чем логичное. Ведь если поставить перед собой цель, найти недостатки, то сделать это гораздо проще, чем объяснить его достоинства. Но мне совершенно не хочется это делать. Бессон еще не умел снимать, но делал это искренне и за это закрываешь глаза на недостатки. Но «Подземка» придется по вкусу не каждому. Рецепт, пожалуй, один, интересны фильмы Люка Бессона смотреть, а в целом ничего не потеряете, если не потратите на него время.
Оценка
7 из 10