Миллион поводовДетство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость… Не сосчитать, сколько литературных, кинематографических и иных произведений искусства посвящено самым разным возрастным периодам жизни человека. В детстве мы хотим стать взрослее, но, вырастая – хотим вернуться в детство. Такая вот несправедливость постигает почти всех, если не каждого. И одной стороне этой несправедливости посвящен фильм «Большой» режиссёра
Пенни Маршалл.
13-летний Джош Баскин (
Дэвид Москоу) любит проводить время в компании своего друга Билли (
Джэред Раштон), заниматься спортом, играть в видеоигры. Джош мечтает о девочке и однажды добивается внимания сверстницы – она соглашается пойти с ним на свидание в парк аттракционов. Но случается нелепое: из-за низкого роста его не пускают на самый важный для свидания аттракцион. Мероприятие накрылось, спутница ушла веселиться с более рослыми ребятами. Джош понял всё свое детское ничтожество и возжелал стать большим. Загадав желание игровому автомату, на следующее утро Джош проснулся 30-летним мужчиной. Да, он стал Большим!
С этого момента начинается взрослая жизнь большого Джоша (великолепный
Том Хэнкс). Хоть физически он мужчина, но эмоционально и социально он остаётся дитём, причём с множеством новых проблем. Мама от него отворачивается, считая, что он похитил её сына, ему некуда пойти, нет подходящей одежды, никто не может помочь Джошу. Только друг Билли понимает, кто перед ним. Сила детской дружбы преодолевает любые сложности. Билли по иронии судьбы также является проводником во взрослый мир. Он советами помогает Джошу найти работу и устроиться в компанию по производству и продаже игрушек. Джош, сам того не осознавая, делает головокружительную карьеру. А все благодаря своей настоящей искренности, детской наивности и доброте.
В картине Маршалл эти все черты, наиболее сильно проявляющиеся в детстве и отрочестве, противопоставляются мрачному недружелюбному миру взрослых, миру зрелости, который движется завистью, корпоративными интригами в лице вице-президента компании Пола (
Джон Хёрд) или корыстью в лице карьеристки Сьюзан Лоуренс (чудесная
Элизабет Перкинс). Чистота и добродушность ребёнка побеждает это лихое окружение.
Легкая невинность превращается в осторожную мудрость, которая по-своему даёт плоды. Например, пожилой игрушечный магнат МакМиллан (
Роберт Лоджа) видит в детском ребячестве Джоша лучший индикатор рынка, который гораздо показательнее сухих маркетинговых отчётов закостенелых управленцев. Витиеватая бизнес-леди Сьюзан, очарованная неподдельностью Джоша, незримо, как будто по магии, сменяет строгий холодный расчет на теплые эмоциональные искренние чувства, становясь его возлюбленной.
Хоть в фильме и показано по большей части влияние детского на взрослое, присутствует также и обратный момент. Суровая среда, в конце концов, ставит на место Джоша, он постепенно становится тем самым истинным Взрослым – мистером Баскиным с дефицитом свободного времени. Из-за новых обязанностей, возникшей ответственности Джош начинает забывать свои старые обязанности – быть ребёнком, быть хорошим другом, быть любящим сыном.
Все это подводит к одному очень важному, но простому выводу, который дополнительно иллюстрируется последней сценой. В финале Джош, обращаясь к Сьюзан, говорит, что «
у меня миллион поводов, чтобы уйти, и только один, единственный повод, чтобы остаться», и предлагает возлюбленной вернуться в детство. На что Сьюзан отвечает, что «
я уже прошла этот путь… мне бы не хотелось его повторить». Эти две фразы раскрывают, пожалуй, один из самых главных, морально-философских аспектов фильма:
все этапы жизни хороши, всему своё время. И быть ребёнком здорово, и взрослым быть тоже классно, по правде говоря. Это понимают и главные герои фильма, оставшиеся на своих возрастных «местах».
«Большой» режиссера Пенни Маршалл – это не голая фантастическая комедия а-ля body-swap movies с драматургическим клише про обмен телами, а скорее сентиментальная лирическая притча о доброте, дружбе, о том, как хорошо жить, сколько бы тебе не стукнуло, сдобренная превосходными актёрскими работами и шармом конца 1980-х годов.