Взрослый ребенокВыдающийся драматический актер Том Хэнкс, украсивший своим присутствием не один десяток пронзительных картин, большая часть из которых уже сейчас вполне полноправно считается классикой мирового кинематографа, начинал творческий путь с развлекательных проектов преимущественно комедийного направления. В период 80-х Хэнкс отметился такими замечательными картинами для семейной аудитории, как «Предместье», где ему довелось противостоять устрашающим нелюдимым соседям под аккомпанемент легковесных ужасов, а в «Тернер и Хуч» актер примерил на себя образ бравого детектива, расследующего самые опасные преступления вместе с псом-напарником. Но какими бы популярными не были бы данные фильмы, ничто не может потеснить в народной любви «Большого», душевную, необыкновенную историю, описывающую, что может произойти в сознании ребенка, внезапно очутившегося в теле взрослого мужчины. Примечательно, что при создании фильма не обошлось без руки Спилберга, хотя напрямую прославленный кинематографист не принимал в нем участие. За сценарий «Большого» отвечала его сестра Энн и Гэри Росс, впоследствии снявший небезызвестный «Плезантвилль». В режиссерском кресле фильма очутилась Пенни Маршалл, одна из наиболее влиятельных женщин-постановщиков старой закалки, способная руководить съемками как милых комедий, так и мощных драм («Пробуждение»). Однако на этом перечень знаменитостей, причастных к созданию фильма не оканчивается. Поставить историю о взрослении Пенни Маршалл помогал один из лучших операторов своего времени, впоследствии переквалифицировавшийся в режиссеры, то бишь Барри Зонненфельд, снявший отличную фантастическую трилогию «Люди в черном», а композитором ленты выступил Говард Шор, обессмертивший свое имя благодаря нетленному «Властелину колец». И все эти выдающиеся личности начинали долгий славный карьерный путь, работая большой дружной компанией, результатом работы которой стал фильм, трепетно любимый не одним поколением благодарных зрителей.
Итак, сюжет фильма знакомит нас с самым обыкновенным тринадцатилетним школьником по имени Джош (Хэнкс). Как и все сверстники, герой не прочь провести свободной время в компании друзей, поиграть в видео-игры, а также помечтать о том, чтобы на него обратила внимание очаровательная девочка, предпочитающая общаться в первую очередь с самыми популярными парнями школы, к коим Джош по определенным причинам не относится. Проживая в семье без отца, где вся ответственность за благополучие лежит на хрупких плечах матери, Джош не мог рассчитывать не то что на автомобиль, а даже на приличные карманные деньги. И все же мальчик даже не думал отступаться от цели, таки добившись желаемого — девочка мечты согласилась пойти с ним на свидание. Но без разочарования не обошлось и здесь: отправившись в парк аттракционов, Джош не думал, что его не пропустят на Американские горки из-за низкого роста. Ошеломленный герой вынужден уйти восвояси, пока его пассия развлекалась с более рослыми парнями. Разочарованию Джоша не было предела и в отчаянии он обратился за помощью к Золтору, механическому джинну, заточенному в игровой аппарат. Попросив у него возможность стать взрослым, парень не ожидал, что желания имеют свойство исполняться в кратчайшие сроки! На утро мальчик просыпается в теле тридцатилетнего мужчины, шокировав и себя, и мать, посчитавшая его злодеем, прибравшемся в дом. Джошу не остается ничего другого, кроме как бежать на улицу и искать свое место в мире, который еще недавно казался совсем иным, куда более простым и понятным.
Вопреки ожиданиям, «Большой» сложно назвать лентой с глубокой моралью и нравоучениями. Семейные комедии в своем большинстве провозглашают простые, но одновременно с этим вечные ценности, на которых строится человеческое общество. История же о том, как мальчик за одну ночь превратился в мужчину не несет в себе какой-то особенной глубины. Возможно она ощущалась при просмотре зрителями в детстве, но присмотревшись к ней в более зрелом возрасте, то начинаешь понимать, что Пенни Маршалл создала обаятельную развлекательную картину, от которой не стоит ожидать чего-то сложного. На примере главного героя мы видим, что любые мечты могут стать реальностью. Причем ему сопутствует просто грандиозная удача. Не имея ни документов, ни знакомств помимо лучшего друга, принявшего трансформацию Джоша как должное, герой смог за считанные недели пробежаться по карьерной лестнице крупной компании по изготовлению игрушек, параллельно завоевав сердце привлекательной дамы, с которой у него зародились не просто теплые отношения, а нечто большее. Куда бы не пришел Джош, перед ним открываются все двери. Фильм словно говорит нам, что не важно, какими профессиональными навыками ты обладаешь, важно то, с какими мыслями ты берешься за дело. И даже штатный злодей в исполнении Джона Херда не может ничего поделать с неожиданным конкурентом, потому что пойти против главы компании и покоренных обаянием Джоша сотрудников просто невозможно. «Большой» ни на минуту не пытается казаться драматически неоднозначным произведением. Создатели фильма посчитали, что переживания матери главного героя из-за его же пропажи необходимо вырезать из истории, так как это излишне драматизирует повествование, хотя выглядело бы это полностью оправдано. Вместе с этим сам Джош не спешит искать возможность вернуться в прежнее тело, не испытывая явных привязанностей к дому, постепенно вливаясь в ритм взрослой жизни, становясь не просто ведущим менеджером, а светилом всей игровой индустрии.
Не стоит рассматривать «Большой» никак иначе, чем комедия для всей семьи. Конечно, некоторые сцены все же способны вызвать сильные чувства. Особенно щекотливыми кажутся взаимоотношения Джоша с его пассией, считающий парня настоящим взрослым человеком, а не мальчиком, чудом превратившимся в мужчину. Непросто принять для себя, что герой в столь юные годы может вступить в интимную связь с женщиной, пускай и в теле вполне самодостаточного Тома Хэнкса. При просмотре возникают самые разнообразные вопросы, в первую очередь касающиеся нравственности. Однако именно за это и стоит благодарить Пенни Маршал и сценаристов, которые не побоялись поднять сложные темы в столь простом на самом то деле фильме. В противовес безудержному детскому веселью Джоша становится любовь взрослой женщины. Возможно впервые в жизни она нашла того единственного, с которым можно провести остаток жизни, отбросив прочь все возможные кандидатуры. И какой же шок ей придется испытать, когда правда все-таки раскроется! Однако не стоит забывать, что в «Большом» все сводится к милой шутке и не стоит ожидать от фильма драмы. От сентиментален, этого не отнять. И даже самые сложные моменты в нем обыгрываются милым, задорным способом, дабы никто из героев не остался с разбитым сердцем.
В итоге хочу сказать, что «Большой» вполне справедливо считается классикой семейного кинематографа. Только с годами становится понятно, что особой драматической глубиной фильм не обладает. Советую рассматривать ленту, как бенефис как всегда бесподобного Тома Хэнкса, способного перевоплотится в любого героя таким образом, что подделки вы не ощутите. Комедии с его участием всегда поражают, и «Большой» не исключение.
10 из 10