Венецианский капецАнглия, самое начало ХХ века. Небогатая молодая аристократка Кейт Крой, живущая на иждивении у своенравной тетушки, хочет помимо ее воли выйти замуж за прогрессивного, но бедного журналиста Мертона, всерьез озабоченного социальными неурядицами в обществе.
Однажды Кейт замечает, что ее знакомая — американка-миллионерша Милли, плохо скрывающая неизлечимое заболевание, также всерьез увлечена Мертоном. Кейт совершает «неразумный» поступок — сводит ближе Милли и своего жениха. Кульминацией отношений в любовном треугольнике становится путешествие в Венецию, во время которого Кейт оставляет Милли и Мертона одних…
Традиционно главной у писателя Генри Джеймса является психология персонажей, их тонкие душевные переживания. А любовная интрига, как всегда, строится вокруг некоего серьезного испытания, в данном случае — смертельной болезни и искушения богатством. Чувство утраты еще более усиливает очередная (вспомним Томаса Манна, Иосифа Бродского…) смерть в Венеции — городе умирания.
Предчувствие невозможного счастья предрешает пустившая глубокие корни корысть, и непреложная истина: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем» обретает у Джеймса и режиссера Иайна Софтли привкус не только меланхолии, но и декаданса. Мертон, всерьез так и не увлекшийся живой Милли, начинает любить её уже после ухода в мир иной.
Фильм, снятый по одноименному роману «Крылья голубки» (1902), стал одной из последних экранизаций произведений американского классика Генри Джеймса в ХХ веке. До этого его наследие почти эталонно переносил на экран Джеймс Айвори, снявший дилогию «Европейцы» (1975) и «Бостонцы» (1984). В 1990-х Генри Джеймс стал пользоваться повышенным спросом: почти одновременно с фильмом Софтли Джейн Кэмпион сняла «Портрет леди» (1996), а Агнешка Холланд — «Площадь Вашингтона» (1997).
И хотя «Крыльями голубки» имели умеренный успех и по части заработанных в кинотеатрах денег и по числу престижных наград, они в начале ХХI века всерьёз прописались на российском ТВ, став чем-то вроде «дежурного фильма на сон грядущий». Нешаблонная и качественно прописанная история из разряда вечных, тонкий психологизм хрестоматийной классики, продуманная режиссура, ведущие английские исполнители (лишь слегка разбавленные американцами), представляющие лучшую в мире — британскую — актерскую школу, гарантировали априори то высокое качество, которое, вероятно, будет востребовано еще ни одним поколением зрителей.