Бедный, бедный Коллинз…О существовании этой двухсерийной картины, снятой на «периферийной» (но порой выдававшей просто отличные, «смотрибельные» работы, на зависть монстрам типа «Мосфильма») советской студии «Молдовафильм» я узнал совершенно случайно, буквально вчера. Действительно, слава её не гремела «по всей Руси великой», хотя, по приведённым здесь данным, «Женщину в белом» в СССР (прокат) посмотрело аж 20 млн. зрителей (!). Но вот вопрос: остались ли все, купившие тогда на неё билеты в кинотеатры, довольны увиденным? Может, через полчаса просмотра в зале оставалось «три калеки», а остальные кинолюбители, зевая и ворча, отправлялись пить пиво либо (семьи)- за мороженым детям и цветами «бабе» (неточная цитата из «Бриллиантовой руки»?). Я и сам в советское время попадал в такие ситуации, так что число проданных билетов отнюдь не показатель популярности фильма! Тогда, в отсутствии масштабной телерекламы, Интернета, трейлеров и т. п. люди ориентировались прежде всего на расклеенные (далеко не везде!) афиши да на щиты с пометкой «скоро», нарисованные художниками кинотеатров (увы, и художники, и их порой уникальные творения давно практически выпали из системы кинопроката…). Впрочем, как и сейчас, потенциальных зрителей привлекали 1) жанр ("кино- детектива!»- Вячеслав Полунин), 2) «звёздные», любимые актёры ("Да, на Абдулова надо сходить!»), 3) экранизация известного романа известного писателя ("Коллинз? Да мы ж только что его получили в «Подписных изданиях», вон, на полке стоит!»).
… Вот только Почему Всё Это Не Сработало, раз «Женщина в белом» оказался Напрочь Забытым фильмом, да ещё и почти неизвестным для новых поколений киноманов? Вот вам и 20 миллионов «киноглядачей» (укр. «мова»- А. П.)… Нет, мне не думается, что тут какая-то «художественно-историческая несправедливость». А думается, что Время всё расставило по своим местам.
… Я с большим вниманием и удовольствием прочитал роман (подчёркиваю!) классика мировой литературы и, кстати, друга, а порой и соавтора Чарльза Диккенса Уилки Коллинза. Хотя это очень сложное чтение (роман объёмный, написан в 1860 году, когда каноны детективного жанра, которые и начал закладывать Коллинз, почти за 30 лет до «рождения» Шерлока Холмса его соотечественника сэра Конан Дойля, ещё только «устаканивались»). Но вот чего у «Женщины в белом» не отнять (даже при «перегрузке» повествования описательностью, вообще-то свойственной литераторам 19 века), так это- постепенно Нагнетаемой интриги, вроде бы начинающейся с мелочей, но в конце концов разрастающейся до размеров… баобаба! С каждой новой страницей напряжение усиливается, а некоторые действующие лица постепенно начинают выказывать нам свои истинные личины из-под благостных масок. Таково, к примеру, «семейство» псевдографа Фоско. Даже в самом начале их действий я понял, «какие же это сволочи» и воспылал праведным гневом!
Так вот, почти что ничего подобного, «литературного» в фильме «Женщина в белом»(1981) я не увидел, не почувствовал! Есть что-то, но совсем не то, что Надлежит! Режиссёр Вадим Дербенёв, похоже, тогда совсем не «въехал» в Коллинза, не понял, что на дворе уже конец 20 века, а чтобы хоть как-то «адаптировать» толстый и старый роман к современности, нужна Динамика, обострение страстей… «и всё такое» (цитирую Конферансье из «Необыкновенного концерта» кукольного театра Образцова). Вот и снял режиссёр… откровенную нудятину (первая серия, так авансово-затравочно начавшаяся, завершилась несмотрибельной «говорильней»; дальше- чуть лучше того), к которой понятие «кинодетектива» можно притянуть, разве что как циркового слона за уши! И, как говорится, неча на «скучного» и объёмного классика пенять, коли… Наши любимые актёры Абдулов, Басов, Зельдин, Ярмольник (за скромные гонорары «Молдовафильм») старались (но не особо, что заметно) как-то «вытянуть» проект Дербенёва, да так и не смогли… Так что, по моему разумению, естественное его место- на дальней полке Центрального киноархива в Белых столбах. С полки снимать по заявкам кинокритиков/киноведов или студентов ВГИК, пишущих курсовые и дипломные работы по истории советского кино.
5 из 10
P.S. Внимание! По роману «Женщина в белом», насколько мне известно, сняты как минимум два одноимённых, причём английских фильма (мини-сериала?), но уже позднее: в 1982 (реж. Джон Брюс) и в 1997 (реж. Тим Файвелл). Собираюсь посмотреть оба, хотя бы для сравнения и из любви к классику. Чего и вам желаю!