Хозяева земли русскойСправка: РАПО — Районное АгроПромышленное Объединение — единый орган управления агропромышленным комплексом (АПК) административного района, созданный с целью повышения хозяйственной самостоятельности и инициативы колхозов и других предприятий и организаций, входящих в состав объединения. Формирование РАПО было осуществлено в конце 1982 — начале 1983 гг. Входящие в состав РАПО предприятия и организации сохраняют хозяйственную самостоятельность и права юридического лица. Высший орган управления РАПО — его совет, состав которого формируется из руководителей хозяйств, предприятий и организаций — членов объединения, представителей партийных и советских органов.
Без данной исторической справки неискушённому зрителю будет нелегко разобраться в том, что творится на экране. Марк Орлов снял свой 3-х серийный фильм в 1984, когда РАПО уже «обкатали» на примере успешных хозяйств. Вот только успешных было тогда совсем немного. Большинству приходилось подстраиваться под систему, по ходу выявляя недостатки, которые не заметили «наверху». Фильм будет интересен далеко не всем зрителям именно из-за партийно-административной специфики. «Лирики» здесь мало, зато много анализа явных и скрытых «ухабин» нового способа хозяйствования.
Виктор Иванович Богатырёв в 1965 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Работал на киностудиях им. Горького и им. Довженко. Первый его фильм — «Варькина земля» (1969). Этой работой Виктор Иванович открыл трилогию мини-сериалов о радостях и невзгодах российского села. Вторыми в этом списке идут «Юркина рассветы» (1974). Завершает трилогию «Хроника одного лета» (1984). Временной промежуток между ними всего 15 лет, но как разительно изменилось село за эти годы! В определённой степени все три сериала можно рассматривать как единое целое: юность — зрелость — старость. Варька полюбила, но не успела выйти замуж; Юрка женился, но запутался в отношениях жены и матери; председатель райисполкома Владимир Иванович Колесников (Владимир Андреев) женил сына, но семейная жизнь Евгения не задалась.
Определённая «скучность» присутствует, но лишь для тех, кому совершенно не интересна атрибутика производственной драмы. Впрочем, особенной драмы здесь нет, а есть конфликт интересов, когда не заинтересованные в конечном результате хозяйственники тащат «одеяло прибыли» только на себя. Межличностные и внутрисемейные отношения тоже драмой не назовёшь. В картине много персонажей, и это позволяет сделать «выборку» тех, у кого не всё в порядке в семье: сам Владимир Колесников, Нина Васильевна (Наталья Фатеева), брат Владимира Семён (Николай Мерзликин). Экранного времени, чтобы рассказать историю каждого, не хватило, поэтому «семейный вопрос» показан на примере молодой пары: Евгений (Александр Тимошкин) и Валентина (Альфия Хуснулинова).
Сценарист затронул весьма больную тему — ранние браки. Кто-то может улыбнуться: «ранние» в 18 лет! Именно так. Ранние не по возрасту брачующихся, а по моральной готовности к семейной жизни. Евгений экзамен на звание молодого мужа провалил с треском. Игра в любовь и «скучный быт» — вещи разные, хотя они и являются сторонами одной медали. Евгений выбрал ту сторону, которая ярче блестит: «Так будет, потому что я так сказал!» Времена Домостроя давно миновали. Сегодня жена не боится мужа, а любит его, но муж эту любовь должен заслужить. Понравилась позиция отца: если считаешь себя взрослым для женитьбы — докажи это. Переживания матери на этот счёт показались слишком «громкими» — не тот конфликт, чтобы так убиваться.
Особую симпатию вызвал председатель колхоза «Искра» Платон Герасимович Бондаренко. Евгений Буренков — замечательный артист, которому всегда удавались роли «широких» хозяйственников. Председатель колхоза в его исполнении — это «душа-человек». Люди для него на первом месте, ради них и старается. И ради них же приходится ловчить, чтобы не выглядеть пустословом. Секретарь райкома Павел Степанович (Сергей Яковлев) показался «скользким» — говорит вроде правильно, однако «привкус» от всего сказанного остаётся неприятный. Подводя итоги остаётся добавить, что заключительная часть трилогии мини-сериалов получилась самой грустной. «Варькина» восторженность 60-х безвозвратно прошла, «Юркины» рассветы 70-х заметно потускнели, «Хроники» 80-х уже имеют привкус «лихих 90-х». Но это уже совсем другая страна, и совсем другая история…