Позор нашего поколенияФильмы о войне снимают для того, чтобы войн никогда больше не было. Чтобы показать, насколько это безжалостная, несправедливая и страшная штука. Герои фильма 'Туман' все фильмы, книги и даже песни о Великой Отечественной войне очевидно игнорировали, раз только сами пройдя ад образца 1941-го, наконец поняли, что война страшна и что на ней умирают настоящие люди.
Значит книги, фильмы и рассказы ветеранов напрасны? Авторы предлагают каждому пройти 'туман', что осознать наконец, ЧТО эта война значила? Неужели мы разучились ценить и уважать Победу?
Но поговорим о недостатках 'Тумана' предметно. Слоган фильма: 'Родина одна на все времена' действительно хороший. Я думала, мы увидим, как молодые, беззаботные российские ребята, попав во времена ВОВ, встанут вместе с прадедами на защиту Родины. Будут готовы умереть, на деле поймут, что значит быть защитником Отечества.
Но в этом фильме Великая Отечественная из 'народной и священной' войны превращается почти в дворовые разборки. Парни не участвуют в боях и сражениях. Герои 'Тумана' только по мелочи мстят немцам ('нас шестеро и их шестеро'), освобождают из плена своих друзей (подвергая при этом смертельной опасности женщин!) и отправляются в погоню за сверхсекретным оружием. Все это больше похоже на американские фильмы о войнах, которых они не видели, чем на русское кино о Великой Отечественной.
А что бы делали вы, попав в 1941-й? У Арсения Тарковского, отца знаменитого режиссера, есть удивительное стихотворение, в котором он размышляет о том, как было бы хорошо знать все наперед или вернуться назад и 'предупредить, кого убить должны. Мне вон тому сказать необходимо: иди сюда и смерть промчится мимо!'. Парни совсем не пользуются тем, что они из будущего. Они лишь сеют новые смерти и новые страдания.
Современные защитнички с 'калашами', с одной стороны, вполне трезво размышляют, что им нельзя вмешиваться в ход истории и нужно скорее найти путь домой, но с другой стороны, это не мешает им петь о 'белоснежных полях под Москвой' (которых пока еще даже не было), 'подарить' свои 'калаши' немцам и еще массу всего накуролесить.
И даже это можно понять, ведь парни не были готовы попасть на настоящую войну, когда в армии их научили 'только бордюры красить'. Но вот проблема:
даже за войну персонажи почти не эволюционируют.
Прочувствовались ли эти современные солдаты борьбой за Родину? Превратились ли они в настоящих, идейных защитников Отчизны? Не думаю. Какая-то эволюция прослеживалась у Ферштейна, остальным же не верилось ни на грамм. Многие сцены написаны так, чтобы вышибить слезу, и они ее вышибают. Но переживаешь, плачешь, а сам с возмущением думаешь: '
не верю! обманули! на чувствах спекулируют'. Речь над телом старика герой читает так, как пятиклашки читают в школе наизусть стихи - без выражения, просто заученно тараторя. Не веришь бабнику Глинникову и его топору. Не веришь почти никому и ничему и плачешь в этом фильме лишь потому, что просто не можешь спокойно отнестись к самой теме Великой Отечественной.
Кроме всего прочего, фильм затянут, еле досмотрела до конца. Жаль, что появляются такие фильмы, и жаль, что есть для них целевая аудитория.