Стакан крепкого пафосаЧем больше времени разделяет нас от событий второй мировой, тем крепче становится маразм сценаристов, режиссеров и продюсеров. Для меня жанр военного кино является самым сложным, поскольку существуя в этом жанре, актерам необходимо ежесекундно пребывать на запредельном уровне игры - органично переживать страх реальной смерти, голода, неопределенности.
В фильме 'Туман' проблемы, видимо, еще начались на этапе сценарной работы. При просмотре первых минут пафосной картины, сразу становится понятной задача, которую поставил перед собой сценарист - по очереди умертвить главных героев, чтобы они все вернулись в свое время. Осознавая это, зрителю приходится наблюдать лишь за тем, каким образом автор преподнесет ту или иную смерть (прям 'Пункт назначения'). Особенно 'понравилась' сцена побега из лагеря, когда герои уже разместились в лодке и 'Ферштейн' в немецкой форме подбегает к своим, но в последний момент получает пулю от вывернувшего из-за угла немецкого солдата. На секунду представим картину из реальной жизни: ночь, сотни военнопленных разбегаются, Вы, зритель, к примеру, солдат вермахта, выбегаете из укрытия и видите одного солдата в немецкой форме и сотню разбушевавшихся пленных. Внимание вопрос: в кого Вы будете стрелять? Если Вы в первую очередь откроете огонь по своему (форма то своя, да и ночь), то добро пожаловать в ряды сценаристов. К слову сказать, с презрением относился и отношусь к тем комментаторам, которые придираются к ляпам вроде: '...такой покрышки на колесах в апреле 42 еще не было!!! она появилась лишь в мае 42!!!'. Сие вовсе не ляпы, а реалии трудоемкого съемочного процесса, где и без покрышек хватает проблем, уж поверьте. Однако к детско-юношескому представлению о реалиях в мизансценах отношусь крайне негативно. На закуску еще один 'детско-юношеский ляп': плывут герои в лодке, еле выбрались и в любую секунду могут раздаться выстрелы преследователей, сердце колотиться, все чувства сконцентрированы, автомат на носу лодки; вдруг, на другой лодке появляются фрицы-рыбаки, явно не готовящиеся к нападению, готовые лишь к нападению 6-и килограммового карпа, но, как ни странно, рыбаки первыми понимают что к чему и первыми же открывают огонь. Хотя, форма у наших героев по-прежнему немецкая. Видимо, у немцев был тогда приказ о расстреле каждого солдата вермахта, если тот помешает удить рыбу.
Диалоги актеров прописаны настолько не органично для каждой из ситуаций, что диву даешься с немым вопросом к автору:. ..а Вы, уважаемый, в курсе, что солдаты...как бы помягче... не за кухонным столом сейчас находятся, а под пулями, которые, между прочим, иногда убивают, к слову?!
Несмотря на то, что привык всегда защищать актеров, на защиту этой команды и ее работы, желание попросту пропадает. Во-первых, актерский состав подобран хуже некуда. Есть типажи явно комедийного амплуа, которым по-барабану про войну и всякие там 'пестики со стрелялками', лишь бы деньги платили. Только сержант (покойный ныне актер), сыграл на уровне, да, полковник, и все.
Итог: наспех снятый фильм к 9 мая. Больше напоминает гос заказ на строительство, когда главный подрядчик берет кучу денег, но нанимает гастарбайтеров, делает закупки самого дешевого стройматериала, нанимает рухлядь-технику, однако по документам - элитные рабочие и материалы из Европы.