Прекрасная экранизация малоизвестной пьесы ОстровскогоЛ. Пчёлкин -признанный мастер экранизаций, а «Сердце не камень», мне кажется, один из лучших его фильмов. К сожалению, его очень редко можно увидеть по ТВ.
Фильм получился даже не любви чистой и прекрасной женщины к Богу, а о том, что главная героиня Вера Филипповна, совсем девочкой выданная замуж за старого и нелюбимого человека, находит утешение в заботах о бедных и убогих. Но главное предназначение женщины всё же не в этом, то самое предназначение, для которого женщину Бог и создал. Это предназначение любить и быть любимой мужчиной, предназначение стать матерью. Очень важная сена, когда Вера берёт на руки младенца- ребёнка работницы фабрики. Видно, каким светом нежности в этот момент озаряется лицо Веры. ведь сердце не обманешь-сердце не камень.
Её любовь к молодому приказчику Ерасту зародилась даже раньше его пылких признаний. Поэтому Вера так сильно разволновалась, когда Аполлинария Панфиловна намекнула ей, что у Ераста какие-то отношения с Ольгой, женой племянника Каркунова. Вера находится в сильном смятении после слов Ераста и его скромного, невинного поцелуя. Елена Яковлева прекрасно показывает, как её героиня с волнением и нетерпением ждёт свидания с Ерастом и одновременно боится его. Разумом она понимает, что это грех, но противостоять зародившемуся в её сердце впервые в жизни чувству она не в силах. И лишь внезапный приход Ольги и подслушанный случайно их разговор с Ерастом уберёг её от рокового шага.
А в Ераста в исполнении Андрея Ташкова и вправду можно влюбиться без памяти. Мне кажется, неслучайно Островский дал этому герою такое имя-имя соблазнителя из «Бедной Лизы» Карамзина. Но образ, показанный в фильме, не вполне совпадает с образом хищника и охотника за деньгами. В фильме Ераст-довольно сложный и противоречивый персонаж. Прекрасно показаны его метания и то, как тяжело ему далось решение на участие в этой гнусности, в том, чтобы скомпрометировать и опорочит Веру. Он не может не восхищаться чистотой и порядочностью Веры, вряд ли раньше ему приходилось встречать столь чистую душой женщину. Восхищение и уважение перерастают в любовь. С какой сдержанно-взрывной страстью он говорит ей о своих чувствах, а также открывает ей самой глаза на то, в чём она сама себе не решается признаться. В финале Вера уже твёрдо говорит старому и умирающему мужу, что она готова отказаться от огромного наследства, но не пожертвует ради этого личным счастьем. Она уже совсем другая, нежели в начале фильма и не желает дальше отказываться от права любить и быть счастливой простым женским счастьем. Её безупречная порядочность и нежелание лгать обескураживает окружающих. Нет сомнения, что, например, и Аполлинария Панфиловна, и Ольга Дмитриевна, в этой ситуации не задумываясь бы пошли на обман. Ведь их образ поведения выразила другая героиня Островского, Варвара из «Грозы»: «Делай, что хочешь, лишь бы всё шито-крыто было».
В заключении ещё скажу, что роль Каркунова в этом фильме -одна из лучших ролей И. Смоктуновского, актёра, который снимался во всех экранизациях Л. Пчёлкина.