Слово идеал — устаревшее слово?Какие конфликты и личностные трагедии! Столь не похожие на наши, сугубо мелко-меркантильные. Здесь принципиальное противостояние между системой людей устраивающими жизнь и людьми двигающих жизнь вперёд. Схватка проходит не между людьми, а на уровне идеалов внутри сознания каждого героя. И если часть из них окончательно поглощена этим предвестникам темноты душевной — сумерками рациональной корысти (и заметьте, как власть этой стороны жизни общества, объединяет и сплачивает людей в некое подобие корпорации, для монополизации выгодополучений — ресурсных юнитов по научному: званий, привилегий, власти, денег, шмоток, жратвы, престижных женщин и т. д. — в фильме «основной» набор представлен). То часть близких к этой «корпорации» людей только слегка тронута тленом этого существования. И вот в них-то и происходит конфликт между созидающим началом и потребляющим.
Внешне это представлено как реакция на критику коллег на потерю профессиональных навыков. А также в виде реакции болота мещанства на попытки жертв выбраться из него. Уже, к нашему большому несчастью, показано, что люди двигающие общество вынужденны бороться по одиночке (и это только 1973 год!) — каждый самостоятельно принимает решение, а также тактику и стратегию — нет содружества и только их огромная интеллектуальная и душевная полнота помогают им выйти из конфликта друг с другом и объединить усилия в творчестве и созидании. Но то полностью «гармоничные» сущности — а каково было остальным, видевшим «успешность» «корпорации» людей рациональной корысти? Вот и докатились в итоге, что дети в школе стали вести «бизнеса»…
Тем и прекрасен фильм, что напоминает нам о том, что мелкий меркантилизм ещё не последнее слово в жизни, а уж тем более не главное! Что есть ещё идеалы-идеи которые затрагивают такие струны сознания, которые способны вознести и человека и общество высоко над нынешним прозябанием.
А уж как точно передано мещанство актёрами — видно, что подобная среда им хорошо знакома или уже освоена. Кстати порадовал парофраз — появление поэта через балкон!
Шикарна сцена за праздничным столом. Столь напряжённая, сколь и открытая, насколько внешне незатейливая, настолько внутренне наполненная. А диалоги в этой конкретной сцене достигают высот Чехова по своему минимализму и значительности. Да и в общем разговоры настолько литературны и выверены — такой умный русский язык!
А замечательное отыгрывание эмоций и их оттенков актёрами, особенно актрисами и особенно Ириной Мирошниченко. Здесь вся палитра мастерства — от «держания» лица — что соответствует цельной личности, до постоянным подыгрыванием мини движением головы и мимикой, от смены чувств на лице, согласно внешним раздражителям, до принятия решения «про себя». И всё это многообразие просто раскрывает поры огромного древа удовольствия от просмотра, а плодами служат смыслы и идеи переданные авторами нам, зрителям.
8 из 10