Социальный стриптизНамерение написать положительную рецензию на современную российскую комедию выглядит сейчас настолько странной и противоестественной вещью, что лучше скрывать его от друзей и знакомых. Но, как говорят, в жизни надо все попробовать, и «Ночная смена» внезапно дает повод.
Что понравилось? Во-первых, социальный подтекст. Марюс Вайсберг — один из последних людей в отечественном кинематографе, от которых этого можно было ожидать, и вот тем не менее. Вступительный черно-белый ролик про историю вымышленного кронштадтского судостроительного завода «Янтарь» (реальная верфь с таким названием существует в Калининграде) получился настолько уместным, тактичным и по-хорошему пародийным, что я всерьез подумал, а не включил ли я по ошибке другой фильм.
Главный герой — внезапно сварщик. И друг его — тоже сварщик. Они живут в квартирах без евроремонта, с советскими дверьми и книжными полками. Пятнадцать тысяч для них — большие деньги. А сто тысяч — огромные. Для покупки простенького ЖК-телевизора они берут кредит, а ездят в лучшем случае на бюджетной иномарке (хозяева автосалонов и стриптиз-клубов не в счет). Вы когда такое в современном российском кино-мейнстриме видели? Там ведь обычно действие разворачивается в безразмерных интерьерах, словно сошедших с реклам итальянских кухонь, а сто тысяч рублей герои легко спускают за один вечер в каком-нибудь ресторане.
И финал-то, финал! Ведь какой выбор в итоге сделал главный герой! Да этот финал вполне достоин какой-нибудь советской производственно-бытовой драмы, снятой в условном 1976 году и призванной прославлять труд как средство решения всех возможных экзистенциальных проблем. Впору опять удивленно спросить — а это точно снял Марюс Вайсберг в 2018 году?
Следующий пункт — женские персонажи. На исполнительниц трех главных женских ролей (Ксениию Теплову, Наталью Бардо и Анну Михайловскую) приятно смотреть. Мужской глаз, по крайней мере, просто-таки бесстыдно отдыхает. И это тоже новум для современных российских фильмов, снимаемых московской гламурной тусовкой. Почему-то с симпатичными молодыми актрисами в этой социальной страте все время были серьезные проблемы. Даже не хочу начинать думать, почему так получалось. А здесь все очень хорошо.
Хотя авторы трогательно замазали дорожные указатели, рекламные баннеры и таблички с названиями улиц на домах (Рыборгская набережная, хи-хи), любой уроженец Северной столицы мгновенно узнает виды родного города. И за это фильму еще один плюс — город показан соразмерно жанру, точно и метко. Никаких открыточных видов, Невы, Петропавловки и Эрмитажа. Зато герои неоднократно входят и выходят из здания на канале Грибоедова, где в реальности располагался клуб «Конюшенный двор», в 1990-х и начале нулевых служивший первым адресом питерского стриптиза (женского — точно).
По меркам российского кино в «Ночной смене» почти нет затянутостей (ИМХО, это главная беда отечественных киноделов), на экране все время что-то происходит, картинка меняется. Да-да, до лучших образцов еще как до Луны пешком, но все же…
Вот это и есть главный вывод. Есть ли у фильма недостатки? Их огромное количество, о них можно написать текст в два раза больше того, что наверху. Гэги про похотливых бухгалтерш и гомиков, нереалистичность многих сюжетных линий (сварщики-то на самом деле нарасхват, и судостроительные верфи даже «после санкций» завозят их из самых экзотических мест вроде Украины) да и много чего еще никогда не позволит признать этот фильм шедевром. И все-таки «Ночная смена» — маленький шажок (ну шажооочек) в правильном направлении. И почему бы его осторожно не поощрить благожелательным отзывом? Хотя бы чисто ради разнообразия.