Бытует мнение, что российская комедия находится в застое. Все шутки ограничиваются концептами уровня «
ха, ха, тёща приехала», безумными родственниками, вечным противостоянием криминальной романтики с обычным русским печальным бытием и т.д. «Ночная смена» вполне мог бы стать шагом вперёд для российской комедии, учитывая предпосылку: из-за кризисной ситуации завод закрывают и бывшие работяги пытаются вписаться в профессиональную область, в которой они, ну, не разбираются. Вследствие стереотипов о рабочем классе из этого могла бы выйти вполне неплохая комедия, что-то на уровне скетчей о гомосексуалисте Иване Дулине, только более доброй и, возможно, даже с посылом, что начать всё с нуля никогда не поздно. Но, увы, это всё остается на уровне фантазий зрителя и упущенных возможностей. «Ночная смена» так и остается экранизацией весьма примитивного анекдота со знакомыми нам персонажами, вроде толстой тётки, похожей на дирижабль, офисного планктона, хитрого богача и недалеких жителей российской глубинки.
Проблема в том, что «Ночная смена» абсолютно не развлекает, в первую очередь из-за того, что шутки ниже пояса – явно неподходящая тема для современной русской комедии, а, во-вторых, дело в уже упомянутых стереотипах. Всё в «Ночной смене» кричит прошлым. Юмор мало того, что устаревший, так ещё в той или иной степени строится на физической комедии: герой кого-то неправильно понял и сделал что-то, что от него не ждёшь, сексуальный контекст и всё в таком духе. Бывает, конечно, что «Ночная смена» скатывается в позитивный сюр (особенно удалась сцена с русским Бэтменом), но подобного мало и, если честно, смотрится как-то не на своём месте.
Что касается самого сценария, то очень сложно воспринять «Ночную смену» именно как полноценный фильм. Это как если бы взяли пресловутый сериал «Физрук» и сделали бы из него нарезку лучших моментов, которые далее смонтировали бы в полнометражку. «Ночная смена» вызывает именно подобные чувства: не удивлюсь, если компоновка фильма была рождена из неудачного сериала.
Черная дыра творчества и интеллекта хотя бы разбавляется актерским составом. На самом деле, я бы сказал, что в проекте приняли участие неплохие актеры, только вот с амплуа им не повезло. Яглыч вновь играет недалекого крепыша, Деревянко – хитросделанного плюгавенького товарища, а Сергей «Тарзан» Глушко играет, ну, Тарзана. Было бы классно, конечно, обыграть камео последнего, возможно, задействовать самоиронию или даже откровенный стёб над нелёгкой судьбой человека, выбравшего путь профессии мужчины-стриптизера. А, нет, Тарзан есть Тарзан и не более того. Отметить можно и Анна Михайловскую, только роль у неё тут больно обычная и пресная.
Увы, как бы не хотелось обратного, но «Ночная смена» - провал. Здесь нет ни драмы (см. «Супер Майк), ни даже комедии как таковой: шутки были добавлены постольку-поскольку, так как этого обязывает сюжет о мужском стриптизе, а сам концепт заводных танцев введён как основной лейтмотив сюжета, судя по всему, чтобы было над чем шутить. Таким образом, рождается порочный круг, из которого русским комедиям, видимо, выбраться предстоит нескоро.
3 из 10