Сказочное путешествие в прошлое, что попыталось затмить серость дней настоящего, но, вспыхнув единожды, не зажжёт сердце вновьВетеринарный фельдшер Саша, предстающий этаким Ванькой-дурачком, волей обстоятельств попадает из настоящего в девяностые. Так начинается второй фильм Антонины Руже, подарившей нам год назад совершенно никудышный дебют «Лови момент». Но к чему вспоминать былое? На сей раз важно, что «Самый новый год!» представляет собой весьма предсказуемый набор тенденций той комедии положений, которая, по мнению Руже и её команды, наиболее своевременна.
В чём проявляется своевременность фильма? Каково в нём отражение эпохи, в которую мы живём? Как это соотносится с девяностыми?
Всё просто. Бекмамбетовская франшиза «Ёлок» уже себя изжила, нужен новый материал. Только ничего более оригинального, чем переосмысление тысячу раз пройденного, не предложено. Перед нами – очередной винегрет, где есть два главных компонента, патологически бьющих в аудиторию.
Во-первых, ностальгия. Так как хочется заинтересовать и охватить наибольшее число потенциальных зрителей, разбавив комедийность беззаботной щепоткой фантастики, проявившейся в путешествии во времени, за основу берётся последний день 1992 года. Это особенная пора, которую ты в силу возраста либо всё ещё более-менее хорошо помнишь, либо тебе о ней наверняка рассказывали люди постарше. Тем самым, в ход идёт ностальгическая манипуляция, что не есть плохо, но является слишком очевидным признаком безликости нынешнего времени. Наверное, многие согласятся: переломный для страны переход из Советского союза в «прекрасное далёко» имел достаточно опорных точек соприкосновения с памятью, чтобы остаться в наших головах едва ли не последним триггером нежно любимого прошлого. Может, через десять лет мы попытаемся точно так же потосковать о нулевых, однако, подозреваю, опознавательных элементов будет намного меньше. Музыка не та, интерьер квартир не тот, даже гопники не те – всё с тех пор кажется иным, менее тёплым и ламповым. А девяностые – да, тут пока есть где разгуляться.
Во-вторых, произведена очередная попытка обнаружить в персонажах наиболее встречаемые русские характеры. Главный герой, от коего все постоянно что-то требуют, а также чьё поведение в патовой ситуации кажется идентичным поведению среднестатистического россиянина (если следовать логике создателей картины), попадает в иной мир, чтобы поменять в нём несколько судеб и измениться самому. Знакомая схема. Его окружение из современности, в свою очередь, занято самыми обычными мирскими проблемами: праздничная суета, семейные перипетии, добродушное подтрунивание друг над другом, а ещё бы вложиться в биткоины, ибо модно и перспективно. Такое оно, отражение конца десятых годов, которое мы успели застать до пандемии коронавируса (будь она неладна). Скучное, банальное, безыдейное, но всё-таки отражение.
Всё бы хорошо, ведь фильм, следуя заданным ориентирам, старается и смешить, и бодрить приключениями, и тешить сердечко романтическими милостями. И пошлости особой не найти, и глупости, если они есть, не бросаются в глаза да кажутся довольно органичными, применимыми в рамках данного сюжета (где вы ещё найдете временной портал через туалет?!). А для Романа Курцына, помимо стандартного закоса под Ваньку-дурачка, припасено под конец аж четыре душещипательных монолога: для общества, для бога, для семьи и для любимой. Только всё вышеперечисленное, увы, не работает так, как того хотелось бы. Лишь изредка, отдельными фрагментами, происходит нечто действительно забавное, или, если хотите, яркое (в основном за счёт монтажа и потуг весьма средненького, но старательного актёрского состава). Авторы явно не рассчитывали прыгать выше головы, хотя на самое дно, благо, тоже не пали.
Печальный факт: действительно стоящие новогодние фильмы, судя по всему, уже сняты. Либо их нужно снимать более профессиональным режиссёрам, знающим иные методы манипуляций помимо обсасывания ностальгической темы и извечного морализаторства в стиле «главное – любовь». Нет-нет, если отсутствует всяческий выбор, «Самый Новый год!» вполне подходит для фонового просмотра, пока нарезаются праздничные салатики, а шампанское ждёт своего часа. Это не набившие оскомину «Ёлки» с кучей несуразных продолжений и не виденная бесконечность раз «Ирония судьбы». Бояться здесь нечего, но и приятно удивляться, в принципе, тоже нечему. Видно, что фильм снят аккурат для заполнения новогоднего проката, и лично для меня коммерческого в нём больше, нежели душевного. Особенно не думаешь про душевное, когда легко считываешь методы манипулирования тобой и другими зрителями. Пусть местами всё это кажется тебе весьма приятным, лёгким и кайфовым, по истечении данной иллюзии осознаёшь, что всё-таки хочешь чего-то другого. Более глубокого и осознанного. Того, что хоть ненадолго останется во времени как традиция, а не уйдёт с первым криком петуха.
Надеюсь, мы не раз вернёмся к такому в жанре новогодних комедий и помимо всех заученных клише найдём ещё какие-нибудь способы создавать действительно хорошее кино для праздников. А пока… Пока имеем то, что имеем.
4 из 10