Кто в море не бывал — тот Богу не молился«Мать родная тебя не обманет, а обманет туман голубой. Не надейся, рыбак, на погоду, а надейся на парус тугой…»
Трудно найти режиссёра более преданного морской тематике, чем Владимир Александрович Браун. Почти во всех названиях его фильмов есть слова, сразу определяющие принадлежность картины: «берегов», «матросы», «корабля», «морской», «плавании», «матрос», «море» и т. д. Он ни разу не изменил своей любви на протяжении всей творческой карьеры. Среди его работ есть настоящие шедевры, например, как «Максимка» (1952) или «Матрос Чижик» (1955), а есть просто очень душевные ленты о море, о моряках. Предпоследняя в биографии Брауна лента «Море зовёт» — именно такая. Нелли Морозова и Валентин Морозов написали сценарий, в котором несколько отошли от традиционных случаев изображения многодетных семей, в которых каждый ребёнок обладал всем набором положительных качеств.
В картине у вдовы черноморского моряка Екатерины Матвеевны Чумак (Людмила Скопина) четверо сыновей. Старший Матвей (Анатолий Соловьёв) только что демобилизовался и приехал к матери с намерением продолжить дело трагически погибшего отца. Второй сын — Виктор (Юрий Пузырёв) — работает помощником капитана на рыболовецком катере «Медуза». Третий сын — Борис (Александр Суснин) — служит в порту радистом. А самый младший — Тимка (Вава Улитин) — пока учится в школе, но тоже мечтает когда-нибудь стать моряком. Фильм назван «Море зовёт» совсем не случайно, потому что все Чумаковы — от мала до велика — только им и живут. И даже вдова Екатерина Матвеевна по-женски прощает гневливое море за то, что отняла мужа.
В картине Владимир Браун сделал акцент не столько на морскую романтику, сколько на «береговую жизнь» моряков. Сделал он это интересно, наделив каждого персонажа индивидуальным характером. Несмотря на то, что все четверо — родные братья, — они совершенно разные. Матвей — волевой и решительный (таким его сделал война). Виктор — непредсказуемый, взбалмошный. Борис — целеустремлённый, при этом, по-мальчишески мягкий. Тимка, которого чудесно сыграл Вова Улитин — настоящий сорвиголова, каким и должен быть мальчишка в его возрасте. Основной конфликт картины построен на втором сыне Екатерины Матвеевны — Викторе. Впрочем, в фильмах тех лет это скорее правило, чем исключение.
Не стоит забывать, что кинематограф того времени нёс в себе не столько развлекательный, сколько воспитательный характер. Зачастую заранее выбранный персонаж искусственно акцентировался до положения «белой вороны», чтобы его потом всем миром «перевоспитывали». В этом нет ничего странного, потому что даже в 80-е годы коллективам приходилось «нянчиться» с такими вот проблемными работягами. Разумеется, оба сценариста прекрасно понимали, как отреагируют зрители на поведение Виктора в самых различных жизненных ситуациях — исключительно возмущением. Даже любовную линию они специально сделали «раздвоенной».
К слову сказать, и Антонина (Надежда Семенцова), и Настенька Федоренко (неподражаемая Надежда Румянцева!), сыграли блестяще, создав яркие и запоминающиеся характеры. Правда, Настенька Федоренко воспринимается иначе, нежели Антонина. Происходит это потому, что сочувствие всегда на стороне «проигравшей», да и учительнице — серьёзному рассудительному человеку — как-то не с руки так торопиться со свадьбой. Но всё перечисленное — это вовсе не недостатки картины — это и есть сам картина, какой её задумали и сняли талантливые люди. А дело зрителя — лишь смотреть и благодарить их за то, что позволяют нам из 21 века, будто на машине времени, перенестись в эпоху первого десятилетия после Великой Отечественной войны.
«В прозрачной волне покачнулась луна, а звёзды в глазах твоих светятся. Любимая, слышишь, как море шумит?.. Зовёт, чтобы снова нам встретиться…»