Партия большевиков, в которую народ вложил всю свою веру, партия большевиков, которой народ отдаёт лучших своих людей, строит новую жизнь, осуществляет вековую мечту человечества! И всякого, кто встанет на её пути, всякого, кто попытается остановить нашу работу, народ уничтожит! ©
О «Великом гражданине» писать сложно, неловко и, признаться прямо, не очень приятно. Не потому что это плохой фильм — интересно, но, когда речь заходит об оценке «Великого гражданина», его ценность как отдельного произведения тушуется, скрывается за политическим его значением. По сути, если о «Великом гражданине» и говорят, то в основном говорят как о пропагандистской единице — и надо честно признать, что не без оснований.
И необходимо сначала проговорить в общих чертах идеологическое положение «Великого гражданина»: да, это пропаганда. Да, в нём прямо проговаривается необходимость уничтожать (!) враждебные строю элементы. Да, в нём показывается, как идеально хорошего руководителя пытаются убрать карикатурно злые люди, которые, несмотря на потрясающий талант играющих их актёров (не чета современным Мадьяновым и Башаровым, простибоже), всё равно являются порождением чистого зла и этого не скрывают. И что самое замечательное, сценарий фильма вступает в противоречие с идеологическим посланием, потому что — и это просто потрясающе! — ничего великого в рамках фильма «Великий гражданин» главный герой не делает. Он в общем даже не субъект ситуации: он немного походил в одну сторону, немного в другую, много — толкал речи про нужды народа и необходимость борьбы с троцкистами… а в итоге и рационализаторские предложения, и введение прогрессивных технологий в производство, и даже организацией митингов занимается не Шахов-Киров, а все прочие, второстепенные персонажи, тогда как главный герой, выражаясь не вежливо, но правдиво, всего лишь «торгует фейсом». Противоречивы также и диалоги: подобно «Чапаева», но в более выраженной форме, герои в лоб проговаривают свою мотивацию, но — как они это делают? В то время когда злодеи мотивируют свои действия и решения, обосновывают их, предъявляют разумные претензии очевидно поспешным решениям приближённых Шахова, положительные герои просто разводят шумную демагогию и прикрывают громкими словами отсутствие плана работы, невозможность поддержания конструктивного разговора, непродуманность своих «гениальных» предложений и так далее.
И тут мы подходим к главной проблеме «Великого гражданина» — ну, помимо того, что он предлагает убивать людей за отличие их взглядов от общепринятого: у него очень рыхлая и провисающая структура. Фильм-диспут вышел диспутом, но не фильмом. Да, в нём что-то происходит, есть какие-то действия, но в основном это просто череда различных диалогов, проясняющих позиции героев, но не помогающих развитию сюжета. Конечно, фильму необязательно быть стремительным, чтобы быть хорошим, но есть разница между плавным и небыстрым ритмом произведения и четырёхчасовой езды по ушам великолепных, невероятных, восхитительных актёров, которых за это время становится… ну, немного чересчур.
И, тем не менее, «Великий гражданин» в наше очень актуален. Правда, увы или к счастью, не в том смысле, в котором он предполагался в дни его создания.