Анти-гламурный детектив в духе 'Фарго'В 'Мэгги Мур (ах)' уже нашли аналогию с 'Фарго' 1995 года. И для меня это не обвинение во вторичности, это похвала в умении снимать кино без супербюджетов, суперзвёзд и суперспецэффектов. В общем, редкий по марвеловским киновременам случай.
'ММ(ы)' - детектив о расследовании убийств двух тёзок в провинциальном городке, двух Мэгги Мур. В центре расследования - местный шериф, и его довольно развязный по части несоблюдения субординации помощник. Параллельно с расследованием шериф пытается решить свои личные проблемы и наконец-то, после нескольких лет, прошедших со смерти его жены, построить отношения с другой женщиной. И, как это и случается в фильмах, как 'у Коэнов', поначалу эти линии никак не связаны друг с другом.
Как и в 'Фарго' Коэна, тут неспешная (в хорошем смысле слова) провинциальная атмосфера, но зато с безупречным нагнетанием напряжения к финалу.
Как и в 'Фарго', к десятой минуте киноповествования зрителю показывают, кто есть кто в этой истории. Так нужно по замыслу режиссёра, потому что в центре зрительского внимания тут не стимулирование желания угадать загадку сценаристов, а демонстрация природы зла и того, как в него легко погрузиться и невозможно выпутаться.
Как и в Фарго, человеческое зло выражается не в каких-то внешних атрибутах, оно сидит в человеке так же, как и доброта, любовь, страх и представляется обыденным, так же, как обыденны и его носители. Возьмите самых отъявленных злодеев из криминальных хроник, они не похожи на джеков николсонов и хитов леджеров, они жили среди нас, обычных зрителей, обычной для нас жизнью.
Как и в 'Фарго', главный герой, будем называть его детективом, это не яркий и харизматичный персонаж, вроде Холмса, Пуаре и прочих известных нам культовых детективов, а простой коп из глубинки, для которого расследование - это рутинная работа, а не увлекательное приключение. Утром чашка кофе, объезд территории, нудные опросы свидетелей и что-то, что потихоньку формируется на уровне подсознания, чтобы в нужный момент помочь, показав какие-то несостыковки, или напомнив деталь, которую нам, зрителям, специально показали 20 минут назад, пусть и мельком.
Как и в 'Фарго' зло (о котором уже говорили, но немного в другом контексте) сначала кажется простым и несуразным, пока оно не начинает подпитывать само себя и не раздуваться всё больше и больше.
Несмотря на отсутствие перечисленных в начале 'супер-', и несмотря на акцент, сделанный создателями на нарочитой обыденности всего происходящего, 'ММ(ы)' остаётся фильмом, который не превращается в псевдодокументалку или душный процедурал. У фильма закручен не вопрос, а кто убийца, а закручено само развитие событий, в котором, в противовес тому, что убийца известен зрителю с самого начала, присутствуют неожиданные сюжетные твисты и большая роль отдана влиянию случайностей, способных перевернуть всё с ног на голову. Банально, но выразить этот момент можно избитой фразой 'обычная жизнь всегда богаче фантазии сценаристов'. Правда, тут проглядывается некая рекурсия, ведь это именно сценаристы 'ММ(ов)' придумали, как показать, насколько обычная жизнь богаче их фантазии. За что им честь и хвала.
Я не хочу сказать, что этот фильм намеренно снят в анти-гламурном стиле, но 'ММ(ы)' талантливо и изящно показывает, как можно снимать интересные детективы не-блокбастеры (тут можно его противопоставить не только двум частям 'Ножей', но и 'Смерть на Ниле', и 'Убийства в Восточном экспрессе' всех годов и другие блокбастеры детективного жанра). И это обстоятельство в моих лично глазах добавляет баллов таким фильмам, как 'Мэгги Мур (ы)'