Парадоксы бабочки и студии Мельница«Иван Царевич и Серый Волк» –
самая долгая и надоевшая франшиза студии Мельница после «Трёх богатырей». Но если у былинных героев хотя бы дважды случались безусловные успехи (я имею в виду по зрительским отзывам), то «Иван Царевич» никогда не поднимался выше планки «средняк». Первая часть, вышедшая в 2011 году, оказалась слишком глупой, но после трёх совсем позорных продолжений её можно считать почти удачей. Если про первую часть забыть, то то же самое касается пятой части, увидевшей свет в 2022 году. Сплошь сомнительная, глупая и оставляющая после себя
знакомое ощущение лёгкой деградации, она всё-таки лучше, чем предыдущие три «Ивана».
Многие обращали внимание на то, что сюжет очень похож на четвёртого «Шрэка», но главная проблема не в этом, а в том, что создатели мультфильма походу
не знают, что такое эффект бабочки. Краем глаза увидев
«И грянул гром» 2005 года и краем уха услышав, что фильм снят по рассказу
Рэя Брэдбери, сценарий нашпинговали временными парадоксами, показали нептичьих динозавров, а чтобы зрители не забывали про сказочный жанр, приплели ещё и античные мифы под занавес. При этом уровень диалогов остался таким же, каким был всегда: персонажи
ничего не соображают, либо соображают так туго, что даже дети покрутят пальцами у виска. Странно, что Волк, который, по идее, должен быть очень умным, ведёт себя как умственно отсталый ёж. Иван же… ну, он даже не прикидывается умным.
Гораздо обиднее за Василису, которая в первой части выглядела умной и образованной девушкой, а здесь она превратилась во что-то непонятное. Вроде умная и читает книги, но ведёт себя совсем не так… хотя стоп. Если напрячь память или пересмотреть первую часть, то с удивлением можно обнаружить, что и там Василиса вела себя очень контрастно. В её образ сценаристы пытались
напихнуть все женские стереотипы, с которыми в западном мире уже не первый год идёт активная борьба, но в России как-то всё туго. В начале пятой части, ещё перед тем, как случается роковое событие, Василиса
трижды (!) говорит, что не хочет испортить своё платье, а в дальнейшем будет вести себя как капризная принцесса. Она отчасти и есть принцесса, но… впрочем, придираться бесполезно.
Среди новых персонажей появляется один стеснительный паренёк, который мог бы вызвать у меня симпатию,
если бы авторы потрудились над его полноценным раскрытием. Но похоже, что на все тонкости сценаристы и режиссёр махнули рукой. И между прочим, режиссёром является
Константин Феоктистов – тот самый человек, с появлением которого скатились и «Три богатыря». Уж не знаю, кто кого взял в тиски – режиссёр студию или студия режиссёра – но тандем у них провальный. Однозначно провальный. Да, какое-то время деньги сыпались, но сборы всё снижались, снижались и до сих пор снижаются. Чую, что, может и не скоро, но Мельницу ожидает сокрушительное кассовое фиаско, если они не свернут с протоптанной дорожки.
В заключение хочу сказать, что мифические персонажи, которыми мультфильм вроде как гордится, выглядят
так убого, как не выглядел никто в американских мультфильмах. Иногда даже кажется, что такая убогость нарочная. Хочется верить, что это не так. Не знаю, чего ожидать от Мельницы в дальнейшем, но у «Ивана Царевича» ничего хорошего не было и точно не будет.
4 из 10