rififiСейчас эту ленту очень сложно назвать шедевром. Более, чем за 70 лет было снято предостаточно качественных лент об ограблениях многие из которых несут в себе частицу 'Мужских разборок'. Но и недооценивать картину Жюля Дассена не следует.
Прежде всего опытный мастер, оказавшийся изгоем, показал превосходство таланта над обстоятельствами. Он работал на ограниченном бюджете с весьма скромным актерским коллективом. Работал в другой стране. Но его картина может конкурировать с лучшими образцами американского нуара и heist-movie. Так что восхищение французов можно понять.
Когда нужно сэкономить Дассен делает ставку на минимализм и мы получаем детальную получасовую сцену ограбления. Получается несколько скучно, но неимоверно гармонично.
Но Дассен очаровывает не только стилистикой. Перед нами предстает весьма интересный персонаж. Тони в исполнении Жана Сервэ не просто 'крутой парень'. Каждое свое действие он пытается осмыслить, сделать рациональным и одновременно, соответствующим его принципам и интересам.
И я бы тут выделил два момента. Первый и безусловный памятный момент - короткая беседа с Макарони. 'Ты мне нравишься, но есть правила'. Тони не бравирует силой, а внимательно раздумывает, взвешивает все возможные последствия.
Так мы получаем несколько иного героя, чем привычный для американских нуаров богартовский персонаж. В Тони нет цинизма. Он не стремится выжить любой ценой. Именно поэтому он достаточно быстро принимает решения по спасению ребенка в финале. У этого 'плохого' парня оказывается есть внутренний индикатор 'добра и зла'.
Не менее мощной получается и его встреча с бывшей близкой подругой. Классическая история о том, как преступник выходит из тюрьмы и понимает, что женщина его особо и не собиралась ждать. Недолгий разговор и Тони заставляет даму раздеться... Такой ход и то, что последует потом нетривиален даже для современных боевиков.
Известно, что в момент съемок Сервэ страдал алкоголизмом. И, кажется, это обстоятельство позволило ему быть еще более точнее. В этих двух сценах он будто испытывал одновременно и отвращение к себе и к своему оппоненту. Он был беспросветно печален. Искренне. Сервэ будто и проживал жизнь своего персонажа. Точнейшее актерское попадание в роль.
А в остальном 'Мужские разборки' - это достаточно ровный и бесхитростный фильм. Тут нет особых интриг или сюжетных поворотов, неожиданности встречаются, но они преимущественно обусловлены жанровыми нюансами. Нам последовательно расскажут про подготовку преступления, само преступление и разборки между преступниками.
В содержательном плане лента не имеет никаких преимуществ. Мне она показалась затянутой. Середину с фиксацией ограбления можно было бы сократить, а финальные разборки так и вовсе были не интересны.
Но как же все это выразительно. Как забыть спящего в наркотическом угаре Робера Оссейна, находящегося под прицелом? Как забыть сцену раздела награбленного? Пустой стол, сверток и четыре алчущих взгляда. Бесхитростно, но неоспоримо. Как забыть страстную певицу из ночного клуба и ее необычный для нашего времени танец?
Все эти моменты и создают высокий уровень 'Мужских разборок'.
8 из 10