Кино о чести и достоинствеРежиссер в изгнании Жюль Дассен (отец того самого певца попал в пресловутый «черный список») во Франции баклуши не бил. Еще в Америке он успешно применял новаторские приемы в таких крепких работах, как «Обнаженный город» (попытка начинить неореализмом криминальный репортаж) или «Ночь и город». Однако именно «Мужские разборки» являются наиболее значительной картиной звездно-полосатого режиссера. Именно в старушке Европе, минуя нормы позорного Кодекса Хейса, Дассен снимает практически авторское кино, лишенное слащавости и ханжеских, в духе эзоповских басен, нравоучений, свойственных продукции Голливуда того периода, посвященной подпольной деятельности плохих парней.
Фильм о седоглазом гангстере, вышедшем на свободу, познавшем предательство роковой женщины, блистательно провернувшем свежее дело в компании единомышленников, один из которых, подобно персонажу античной драмы, допускает роковую ошибку, приводящую к торжеству не столько бандитского кодекса чести, согласно которому разборки есть прерогатива мужчин, сколько к искупительной жертве, подвигу. Серия незначительных упущений и поспешных решений локомотивом несут героев фильма не столько к трагическому финалу, сколько к вершинам человеческой доблести.
Правильно настроенные гангстеры волевым актом доказывают, что мирок мужских разборок представляет собой лишь изуродованную изнанку жизни — край пропасти, с которого можно не только упасть, но и прыгнуть вверх, теряя добычу, но сохраняя честь и достоинство. «Мужские разборки» — закон, который необходимо чтить в определенной среде, и которым можно пренебречь. Ради женщин и детей, ради мира на земле.