Плеяда фильмов, которые относят к жанру судебной драмы, как и любая другая кино- тематика, имеет своих наиболее ярких представителей. И если современный зритель в большей степени узнает скорее экранизации романов Джона Гришэма, классика жанра возвращает нас на полвека в прошлое. Собственно, «Нюрнбергский процесс», наряду с культовой лентой «12 разгневанных мужчин», является самой настоящей классикой мирового кино, художественные цитаты из которой находят свое, часто незаметное для нас, применение и сегодня. Если вы не находите в себе силы смотреть черно-белые фильмы середины ХХ века, продолжительностью 3 часа, то в данном случае также не стоит делать это через силу.
Фильм удивляет своих зрителей уже в первом вступительном акте, где большинство понимает, что тем, и без того немногочисленным, знаниям о Нюрнбергском военном трибунале здесь практически не найдется применение. История не берется рассказать о главном процессе 1945-1946 г. г., о котором слышали многие. Вместо этого фильм переводит стрелку часов еще на два года вперед и знакомит нас с менее известным процессом над немецкими судьями времен Третьего рейха. Такая историческая спецификация, не совсем понятная в начале, приобретает все больший нарративный смысл, по мере движения по трехчасовому хронометражу. Понемногу история следует от более частного взгляда к общему на события в Германии.
Условно Judgment at Nuremberg можно поделить на несколько частей, отражающих традиционные ключевые этапы самих судебных разбирательств. Знакомство с ключевыми персонажами истории проходит на фоне подготовки процесса, как некоего сюжетного акта, через призму которого и будет развиваться повествование. Затем идет основная часть, которая сочетает в себе классические элементы судебной драмы. Допросы подсудимых и свидетелей, противостояние обвинителя и адвоката, обоснованные сомнения и предубежденность, философское погружение в вопросы этики и человечности. Даже если оставить в стороне конкретный исторический фон и ключевую тему, «Нюрнбергский процесс» с легкостью увлекает своим грамотно, пускай и неторопливо, построенным нарративом. Персонаж за персонажем, конфликт за конфликтом, локация за локацией (вне зала суда). Вот здесь и находится применение тем самым трем часам хронометража.
История наращивает напряжение в рамках локального конфликта между персонажами и сторонами процесса, а затем оставляет героев и нас с вами зрителей за осмыслением произошедшего. Хотя в сценах поездки на авто резко бросаются в глаза кадры монтажа, что было обычной практикой, нашлось в фильме и место настоящему Нюрнбергу. Территория партийных съездов НСДАП, по которой гуляет судья Дэн Хейвуд, а также настоящие архивные кадры освобождения нацистских концлагерей, таких как Берген-Бельзен, и сегодня способны обеспечить определенную степень погружения зрителя в происходящее и исторический фон, в частности. Прекрасная актерская игра, запомнившиеся образы Главного судьи, Обвинителя и Адвоката, все это создает целостную картину и целостное законченное впечатление от просмотра, возвращение к которому будет только вопросом времени.
8 из 10