Не виноватый я, лифт сам застрялПосле двух абсолютно бредовых лент Кокшенова ("Юбилей прокурора» и «Жизнь кувырком»), которые я к своему неудовольствию посмотрел, «Лифт уходит по расписанию» кажется не таким уж тяжеловесным по безумности и абсурдности. Но как и прежде, нас ждёт фарс, над которым вообще невозможно смеяться, ибо он бездарен, а каждый актёр выкладывается на полную силу, чтобы выглядеть уродом.
Я понимаю, что такие фильмы делаются для любителей «бородатых» анекдотов, слишком простых, без малейших признаков интеллекта людей, полуобезьян и мало ли для кого ещё, но видимо мне приходится крутиться совершенно в других кругах. Уже не верится, что существуют слишком тупые люди. По крайней мере, тупые до такой степени, чтобы воспринимать вышеперечисленные картины как родное.
В отличии от «Юбилея…» и «Жизни…», «Лифт…» смотреть легче, хотя по времени все творения почти одинаковы. Наш доблестный режиссёр ещё не сошёл с ума, как случилось потом (напомню, что этот фильм снимался раньше других). В Кокшенове ещё обитали остатки чего-то человеческого, был какой-то энтузиазм и желание превратить ситуацию в фарс, плохой фарс — главное, ещё не в дерьмо.
Зачем я вообще пытаюсь как-то оправдать данное «недокино»? Нет-нет, не пытаюсь. Оно ужасное, невыразимо ужасное, и давайте приступим к конструктивной критике.
То, что все посмели показать себя уродами, уже упоминалось. Достигается эффект за счёт крупных планов, еле заученных реплик, фальшивой игры. Обратим также внимание на отвратительные спецэффекты. Впрочем, они простительны для подобных лент — чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось. Из образов, воссозданных актёрами, лучший был у Марии Ароновой — хоть немного казалось, что проглядывается нечто естественное. Гаркалин пытался изображать клаустрофобию, но все попытки страданий свелись к обычному пьянству, потому что здесь вообще все пьют, ругаются, дерутся, как и в остальных фильмах режиссёра. И конечно, конечно положительных героев нет. У любого тот или иной грешок. Если бы за дело взялся мастер, предположим, какой-нибудь европейский режиссёр, был бы смысл всех порочить. Здесь мы ничего не наблюдаем, кроме как моральное уродство, подделанное под пародию на жизнь. Нет уже такой жизни, а если и есть, то верить в неё не хочу. Не хочу верить, что если в один дом, где застрял лифт с человеком, вызвать все службы от пожарных до ремонтников, НИКТО не сделает то, что положено сделать. Так просто не бывает. В толпе должен найтись хоть один адекватный человек, способный принять меры, а не корчить из себя героя или дурака. Потому становится понятно, что по кокшеновским «комедиям» судить о стране просто грех. Мы жалуемся на жизнь и государство, на всё что угодно, ведь «это Россия, нет справедливости», а как посмотришь «Лифт уходит по расписанию» — и хочется взять слова обратно. Потому что это уже слишком. Все представители служб, которые можно было оскорбить, были оскорблены и высмеяны. Задача выполнена, отчего бы не выпить водочки по случаю.
Фильм был снят тогда, повторюсь, когда режиссёр ещё не потерялся окончательно в тяжеловесном абсурде, а мог примерно представить, чем можно подловить простого, ну очень простого постсоветского зрителя. Однако отсюда всё и пошло, отсюда родилось дальнейшее безумие, вспоминать которое более чем не хочется.
2 из 10