Жизнь после смертиПосле смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем. — Владимир Путин
Как он и предсказывал, смерть стала для него чудесным избавлением. Ведь лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии. Индии, которая только что наконец-то освободилась от оков из прочной английской стали двухвековой закалки и, не успев вздохнуть полной грудью, попала в ещё более тяжёлое рабство межконфессиональных раздоров. Индии, которая свои врождённые миролюбие и жизнерадостность принесла в жертву безумным страстям бесконечного самоутверждения человеческой личности — в этнической, варновой, кастовой, религиозной принадлежности. Он, Мохандас Карамчанд Ганди, прозванный Великой душой — Махатмой, всю свою долгую жизнь неуклонно следовавший идее ненасильственного освобождения, после обретения его родиной независимости почувствовал, что устал. Он не желал слушать о яростных распрях между индусами, сикхами и мусульманами, он видел, что его идеи сатьяграхи бессильны справиться с новой бедой, и, хотя глаза его по-прежнему лучились бесконечной любовью к людям, улыбка его становилась всё печальней. О, он предчувствовал свою смерть, давно поджидавшую его за порогом лачуги, выглядывавшую из-за спин поклонников, поселившуюся даже в глазах верной жены. Смерть последний раз взглянула на него 30 января 1948 года дулом револьвера убийцы и положила чёткий предел его проповеди ненасилия.
А началось всё с того, что молодой индусский адвокат, получивший образование в Лондоне, в 1893 году приехал в поисках работы в Южную Африку. По наивности своей он взял железнодорожные билеты в купе первого класса, не подозревая о том, что в Южноафриканской колонии британской короны не бывает смуглых адвокатов, а просто смуглые должны ездить третьим классом. Будучи душою чистой, открытой и правдолюбивой, Мохандас не смог забыть позора своего изгнания из поезда и начал интенсивно думать о том, как, оставаясь в рамках закона, выражать свой протест против открытой и узаконенной дискриминации цветных. Путь, найденный им, требовал не только терпения и смирения, но прежде всего беспримерного мужества: ведь далеко не всякий сможет со спокойной твёрдостью протестовать против притеснений, просто и открыто глядя своему противнику в глаза. Сам Ганди утверждал, что бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь? И спокойное бесстрашие удивительного индуса в равной степени привлекало к нему сторонников и повергало в смятение его врагов. Свой путь Махатма совершал в точном соответствии с собственной заповедью: сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
Биографический фильм «Ганди» признают лучшим фильмом английского актёра, режиссёра и продюсера Ричарда Аттенборо, что подтверждается количеством его наград (Оскар, Золотой глобус и BAFTA). Фильм стал настоящим откровением для западной общественности начала 1980-х годов, когда холодная идеологическая война ещё не перестала быть насущной проблемой, а разнообразные зачастую непредсказуемые конфликты на Ближнем и Среднем Востоке служили повседневным фоном мировой политики. Идеи ненасилия оказались живучи и востребованы, что в немалой степени способствовало признанию «Ганди» лучшим фильмом. Если же отринуть злобу дня и попытаться бросить беспристрастный взгляд, можно увидеть, что сейчас этот фильм интересен не столько своими идеями, и не режиссурой — качественной, добротной, но не выдающейся, — сколько уникальной личностью главного героя и блестящим исполнением этой роли Беном Кингсли. Кингсли, и внешне чем-то напоминающему индийского старца, удалось невозможное: сыграть не просто человека, а его душу — душу, исполненную добра, излучающую добро, глядящую на мир и людей с простым и великим спокойствием. Такого правдоподобия не достигнуть одной лишь подводкой глаз и тщательным подбором антуража и манер. Возможно, эта ранняя роль является лучшей в немалой фильмографии актёра.
Не зря говорят, что смерть человека является продолжением его жизни. Смерть заслуживается жизнью, так же как и жизненные блага. Случайно ли, что Махатма Ганди, великий проповедник ненасилия, умер насильственной смертью? Не является ли такая смерть его поражением, свидетельством несостоятельности его идей? Едва ли. Ганди в практической жизни был носителем миссии хотя и великой, но всё же ограниченной — миссии роста национального самосознания индийцев и национального освобождения индийского народа. Колониальная зависимость — это ещё не всё мировое зло, но Ганди и не ставил перед собой задачу борьбы со всем злом мира. Вместе с тем найденные им рецепты могут быть признаны универсальными для всех людей, приверженных идеалам добра и справедливости. Способствовав уничтожению всего лишь одного лика зла, Ганди открыл людям новые пути противостояния злу как таковому. И своей жизнью дал им нестареющий образец такого противостояния. Так что смерть Ганди — это лишь окончание его земной миссии. В жизни духовной Махатма Ганди не умер, он по-прежнему с нами, в наших сердцах. И тихий голос его слышен всякому, ищущему истины.