Навстречу мечте«Добиться исполнения мечты — в этом величайший смысл жизни человека» (Алексей Яковлев)
Великая депрессия 1929-39 годов нанесла экономике США невосполнимый урон: уровень промышленного производства был отброшен на десятилетия назад, количество безработных возросло до критической отметки, большинство людей страдали от недоедания, а рождаемость упала в разы. И породила среди американцев атмосферу гнетущей безысходности, страха перед будущим, потерю веры в себя и надежды на благополучие. Но ещё сложнее приходилось многочисленным эмигрантам, наводнившим страну, в частности, итальянцам, и до мирового экономического кризиса испытывавшим серьёзные трудности с адаптацией и интеграцией в США. «Четвертак» Джеймса Фоули рассказывает как раз об одной такой бедной семье, обосновавшейся в Южной Филадельфии, в которой 12-летний Дженнаро (Джерри Бароне) живёт вместе с матерью (Мэри Элизабет Мастрантонио) и дедом (Аль Пачино), помогающим любимому внуку осуществить его заветную мечту, — попасть в недавно открывшийся кинотеатр «Ла Палома».
Желанный билет стоит 25 центов, которые старик пообещал мальчику в качестве наследства после своей смерти, но юный сорванец не готов столько ждать и отправляется в город на заработки. Здесь, в его маленьком мире, любое событие превращается в удивительное приключение, а случайно увиденное зрелище — в импровизированный киносеанс. Вот он становится свидетелем необычного «двойного аттракциона» у здания местной церкви, где по недосмотру священника одновременно оказываются свадебный кортеж и похоронная процессия, что приводит к всеобщей потасовке. В другой раз он пытается заработать уличным пением, но его замечает одна знакомая и отчитывает за попрошайничество, отбирая пожертвованные прохожими гроши. Или наблюдает за полусумасшедшей женщиной, в отчаянии крадущей пакет картофеля из магазина, чтобы накормить голодающих уже который день детей. А однажды, подписавшись прибраться в чужом подвале, едва не оказывается соблазнённым взрослой хозяйкой дома.
Улица дарит Дженнаро массу впечатлений, но он всегда стремится домой, чтобы лишний раз пообщаться с дедушкой, дремлющим в саду, который практически каждый день рассказывает ему нечто познавательное и важное, надолго остающееся в памяти. Он его верный друг, главный учитель и духовный наставник, единый в трёх лицах, беседы с которым о жизни, религии, отношениях и прочем — это лучшая школа для внука. История этого паренька, грезящего о четвертаке, воплощает в себе основные черты большинства переселенцев периода Великой депрессии. Он, словно, является их собирательным образом в миниатюре. В то же время, в его герое видна судьба самого Пачино, выходца из рода сицилийских мигрантов, осевших в Южном Бронксе, взросление и воспитание которого в отсутствии отца проходило под чутким наблюдением его дедушки, а основным развлечением детства были походы в кинотеатр с матерью.
Джеймс Фоули создал невероятно красивую и реалистичную картину, в чём ему способствовал урождённый филадельфиец Джозеф Стефано, показавший бедные улицы родного города сквозь флёр собственных воспоминаний, превратив их в удивительную сказку, а историю общения главных героев — в сюжет, полный загадок и совсем не детских открытий. А благодаря изысканной операторской работе и волшебному музыкальному сопровождению, снятая каких-то 20 лет назад лента смотрится как настоящая киноклассика. После оскароносной роли слепого полковника в «Запахе женщины», Аль Пачино одними лишь глазами, мимикой и голосом смог сыграть старика, почти весь фильм просидевшего в кресле. Юный Джерри Бароне, для которого это появление на экране так и осталось единственным в карьере, составил с ним гармоничный дуэт, наполнив картину своим мальчишеским обаянием и невероятной энергией, а его персонаж чем-то напомнил мальчика Эрона из сюжетно схожего «Царя горы» Стивена Содерберга.
В ленте затрагивается масса актуальных вопросов и проблем современного человека, показанных с позиции ребенка, который из-за своей детской наивности и чистоты еще не способен понять их полностью. «Четвертак» — это философская притча, заставляющая не только думать, но и созерцать, это история о том, как выживать и не падать духом даже в самые тяжёлые времена, это фильм о мечтах, ради исполнения которых в детстве ты готов пойти на всё. «Обещай, что будешь желать», — просит мальчика умирающий дедушка, намекая, что человек должен мечтать всю свою жизнь, а достигнув намеченной цели, ставить перед собой новую. Кинотеатр «La Paloma», название которого переводится с испанского как «голубь», становится для Дженнаро не просто символом нового мира, счастья и любви, но и олицетворением надежды на будущее, в котором нищета перестанет быть нормой жизни, а кинематограф будет важнейшим из искусств.