Ars MoriendiЕсли я сейчас тебе дам четвертак, то что же я тебе оставлю, когда действительно уйду?
Если в наше время выйти на американские улицы и спросить у проходящих людей: «25 центов — это много или мало?» — вряд ли большая их часть ответит, что это серьёзная сумма. Особо добродушные могут спросить в ответ: «А что, вам на что-то не хватает? Давайте добавим?». То ли дело начало тридцатых годов — период Великой депрессии, когда в беду можно было попасть и за куда меньшее количество денег. Так сложилось, что именно за четвертаком стало дело, когда наш герой, мальчуган из семьи итальянских эмигрантов по имени Дженнаро, увидел рекламу об открытии нового, единственного в городе, кинотеатра. Дедушка сорванца, предчувствующий скорую кончину, говорит, что сегодня именно тот день — скоро наследство в виде четвертака станет твоим. Не веря в то, что бог позволит заполучить заветную монетку дома (дед вторит одно и то же последние пару недель), он бежит навстречу узким улицам, чтобы заработать деньги всеми возможными способами. Через двенадцать часов его ждёт рай, но после цена вопроса удвоится, и мечта рискует остаться таковой навсегда.
Фильм «Четвертак» едва ли можно считать важной вехой в творчестве американца Джеймса Фоули, у которого были и феерические взлёты, и потрясающие падения, как в кино, так и на ТВ. Но стоит признать, что он отличается от всего, к чему режиссёр когда-либо прикладывал руку. Делая кино на достаточно сложную и тонкую тему, он не почувствовал никаких рамок, поместив в центр истории двенадцатилетнего юношу. По большому счёту, ничего хорошего по сюжету не происходит — постоянно затрагиваемые темы голода, разрухи, педофелии и конечно смерти, вполне актуальные для того времени, способны бы были вызвать шок, если бы не были показаны через призму детского восприятия. Одержимый целью собрать денег на билет, Дженнаро не замечает ужасающих вещей, происходящих вокруг него. Он несёт домой одну за другой плачевные новости, которые другой персонаж, дедушка в безупречном исполнении Аль Пачино, тут же фильтрует, превращая драму в философскую притчу. В какой-то момент его герой говорит: «Дженнаро ещё сам не понял, насколько он испугался», — и он абсолютно прав. Выбранная режиссёром концепция не даёт сбоев — азарт поболеть за то, чтобы мальчишка попал-таки на свой первый киносеанс и истории сладкоголосых Алека Болдуина (рассказчик) и Пачино затмевают все горестные мысли, которыми были озабочены переселенцы в Штатах.
Основная сюжетная линия с двумя главными героями и массой побочных, выполняющих свою функцию в пределах пяти минут, безупречна. Все сцены с Пачино хороши не только благодаря мастерству сценариста Джозефа Стефано, который ещё с Хичкоком успел поработать, но и благодаря самому актёру. Он вдохнул в образ столько света, энергии и юмора, что смотреть на кого-то другого, когда в кадре Пачино, решительно невозможно (да и мало таких эпизодов в принципе). Что же касается дебютанта Джерри Бароне, то он со своей в целом вспомогательной ролью также справился. Дабы не делать фильм совсем печальным, режиссёр чередует горе с гротеском: то у стен церкви столкнёт свадьбу и похороны, то заострит внимание на толстых ворах, то заставит целоваться в губы людей с разницей 50 лет в возрасте. И обязательный атрибут каждого эпизода — мальчишеские глаза, полные задора, позитива и… непонимания. «Почему люди так несчастны?» — спрашивает он сам себя в начале фильма и «Как люди могут веселиться в такое время?» — в его кульминации, после всего увиденного. Да, он действительно повзрослел. И то, что закадровый голос принадлежит не мальцу, а ему же, но через n лет спустя, также можно считать ловким режиссёрским ходом.
Безусловно, есть в фильме и слабые стороны, такие как общая вторичность, провисание сюжетных линий, не связанных с героем Пачино, а также некоторая сумбурность и чересчур явное желание уложить фильм в назначенные студией полуторачасовые рамки, однако даже с их учётом «Четвертак» совсем не хочется ругать. Устав от всякого рода триллеров и работы с Мадонной, Джеймс Фоули после своего главного кинематографического успеха собрал под знамёна знакомых актёров и немного развлёкся. В его творчестве фильм носит переходный характер, и если бы не Пачино, мог бы остаться совсем незамеченным. Но это было бы очень зря, поскольку теплота и добро, помноженные на здравый уровень интриги за судьбы героев, заполнят каждую частичку вашего тела при просмотре. Тонкий лёд повествования в смутное для Америки время с помощью ярких режиссёрских приёмов превратился во вполне себе твёрдый. Ходить по нему можно даже зрителям, посещающим среднюю школу. А мораль в итоге у каждого будет своя.