Шесть лет понадобилось телеканалу AMC для того, чтобы рассказать историю о нелёгкой супружеской жизни Филипа и Элизабет Дженнингс — двух агентов КГБ в стане идеологического врага. Шесть лет — не слишком внушительная продолжительность жизненного цикла для шоу, но за этот период многое изменилось: поменялась обстановка в мире, приблизившаяся к состоянию, в котором она пребывала в самом сериале, вновь актуализировалась закрытая «каста», к которой относятся главные герои сериала. В такт с этими изменениями неизбежно смещались и расставленные авторами акценты, так что «вышли» из сериала главные его герои уже не теми, кем в него «вошли».
Сказать, что сериал захватывает с первых кадров и держит в напряжении до своего финала было бы некоторым лукавством: стремясь с ходу завлечь наше внимание, авторы без раскачки помещают зрителя прямо в центр «полевой работы» агентов, и на практике такой ход выходит несколько сумбурным. Стоит признать, что первый сезон шоу явно не стал лучшим: по его ходу создавалось впечатление, что соблазнение женой-агентессой потенциальных «контактов» — это единственный приём в арсенале шпионов, а сценаристы обладают не то чтобы скудной, но ограниченной фантазией при конструировании ситуаций, в которые они помещают героев. Но во втором сезоне огрехи и недоработки, имевшие место в дебюте, по-честному оказались исправлены. Появились или раскрылись персонажи, неожиданные для американского телевидения, например, командированный из СССР в США сын министра, которому, казалось бы, на роду написано стать в сериале либо «сволочью, воплощавшей все пороки советской системы», либо продавшимся перебежчиком (таковым он, внезапно, и не оказывается) или запутавшаяся в шпионских хитростях, мужчинах и жизни наивная красивая девушка, для которой сотрудничество с американскими властями билетом в счастливую жизнь не стало. Напряженность сериала повысилась за счёт введения «сквозного» антагониста — морского котика, пусть и нетрадиционной ориентации, а общая «пикантность» обеспечилась возможностью для советских героев обсуждать войну в Афганистане с советской точки зрения, вмешательство США во внутренние дела соседей по континенту с применением военной силы и непростую жизнь в американских кварталах для бедных. Эти плюсы значительно перевесили некоторые фактологические ошибки, например, необходимость похищения советскими шпионами технологии «stealth» или чертежей бесшумных винтов для подводных лодок — первое изначально было исследовано в СССР Петром Уфимцевым, а второе развито в Советском Союзе на более высоком уровне, чем в Штатах.
Но параллельно развитию сериала, в реальном мире миновал поворотный 2014 год, и шоу, в котором зрителю доводилось симпатизировать русским шпионам, было вынуждено начать трансформироваться. Поначалу эти изменения не затронули центральных персонажей, а подкрадывались с периферии: часть событий сериала переместилась в СССР, и здесь уже не обошлось без излюбленной западными сценаристами «клюквы»: зима, ночь, лагеря, расстрел одного из женских персонажей (в действительности с 1953 года и до развала Советского Союза были казнены лишь 3 женщины, и все они были этого достойны без сомнения). Даже в это непростое время в сериале отводилось время для честных или хотя бы профессиональных советских граждан, в числе которых оказался даже министр (!), но общая смена вектора уже стала заметна. Когда в пору становления характеров вошли дети Филипа и Элизабет, несколько просела и динамика шоу. Самоидентификация детей шпионов — предмет для исследования очень интересный, но если уж за него браться, то делать это нужно максимально глубоко. В «Американцах» же периодические «подростковые бунты», вызывающие близость родителей к провалу, выглядели лишь фоновой «сантабарбарой», благо, выведены из сериала они оказались достаточно оперативно.
В заключительном же сезоне трансформацию претерпели и главные герои: один из них постиг всю безблагодатность борьбы, а другой, дабы перестать вызывать повышенные симпатии, принялся действовать крайне грубо и без особой на то сценарной нужды превратился едва ли не в массового убийцу (при этом, внутрисемейный расклад ролей здесь достаточно оригинален). Синопсис заключительного приключения несколько «бульварен» и подогнан под идеологию «Холодной войны 2,0», но авторы сериала всё же удержали марку и позволили Филипу и Элизабет обрести заслуженное, в последних кадрах это самое «заслуженное» не опошлив, хотя, при желании могли бы.
Техническое воплощение «советских» персонажей стоит похвалить. Всех их играют русскоязычные актёры, и ожидать лучшего исполнения вряд ли возможно. Главная героиня исполнена практически безукоризненно, герой — приемлемо, но дело в том, что женская роль здесь заведомо сильнее мужской.
Отдельным плюсом теперь уже можно считать и то, что у истории имеется своё логичное завершение: в эпоху, когда продолжительность телевизионных шоу практически полностью зависит от популярности и числа просмотров, запланированное окончание сериала можно считать достоинством.
В итоге, сериал «Американцы» представляет собой достаточно напряженное шоу с небезосновательной претензией на серьёзность, хорошим техническим исполнением по части актёров, удовлетворительным — по локациям, не без штампов, но и с некоторой долей уважения к советским людям. Ожидать чего-то большего от американского сериала, посвященного работе советских нелегалов в США, было бы утопией.
8 из 10