Красивый финал невероятной истории.Пять лет ежегодных трансляций и девять лет развития истории. Развитие оригинальной идеи, с каждым новым сезоном выводящее сериал за привычные рамки жанра. Серьезный шаг вперед в плане достоверности изображения отечественного быта и антуража, поступательно развивающийся все сильнее с каждой новой серией. Это все можно сказать о завершившемся сериале 'Американцы', который после столь сильного финала точно оставил всех своих конкурентов позади.
Но начнем по порядку. Начинался сериал как почти стандартный шпионский триллер, но с одним нюансом - главными героями истории сделали лиц, которые, по идее, должны были быть антогонистами, а именно семейную пару советских разведчиков-нелегалов со всеми вытекающими отсюда штампами нависшей над демократической Америкой красной угрозы. Особую пикантность и юмористичность ситуации добавляло соседство советских шпионов с сотрудником Американской контрразведки, что в конечном итоге эволюционировало в невероятного драматизма сюжетную линию ближе к концу. Что ж, сериал развивался постоянно. Он перестал быть похожим на остросюжетную 'Родину' (своего рода коллегу этого проекта) еще на втором-третьем сезонах, окончательно превратившись в пронзительную драму. Драму о настоящих патриотах, которые положили свою жизнь на алтарь служения Родине. Драму о контрразведчике, латентно подписавшемся в собственной профнепригодности, закрутив дружбу с семейкой шпионов. Драму о людях, забывающих родной язык и не имеющих возможности приехать на похороны родителей. Драму о детях, не знающих правды о своем происхождении и о своих родителях. Все это в совокупности с сильной актерской игрой делает 'Американцев' очень ценным продуктом. И здесь можно говорить даже о тех сюжетных линиях, которые, казалось бы, давно ушли в прошлое, ведь в отличие от той же 'Родины', 'Американцы' являются цельным, единым произведением, и их финал не возможно обсуждать в отрыве от прошлых пяти сезонов этой, не побоюсь этого слова, шпионской саги. Столь драматична была история героини Аннет Махендру, чья Нина намучилась за отведенное ей экранное время более всех остальных, постоянно оказываясь игрушкой или разменной монетой в руках двух вражеских крупных спецслужб. Сколь строга была история одураченной секретарши ФБР, доживающей жизнь во враждебной к ней стране без знания языка и средств к существованию. Как отчаянно пыталась спасти свою карьеру героиня Веры Черны, ставшая жертвой собственной страсти. И как силен духом оказался герой Косты Ронина, истинный патриот, видевший интересы своей страны глубже и дальше интересов правящей элиты.
И так можно продолжать и продолжать. Здесь много героев с сильной сюжетной базой, много различных сценарных ходов и мелких сценарных поворотов, заставляющих задуматься как главных героев, так и зрителя: заслуживают ли наказания скрывающиеся бандеровцы, был ли другой выход у предателей, что важнее - родная страна или вера, так ли плох западный образ жизни, как сказать своим детям правду о том, что они рождены во лжи, что такое настоящий друг в вашем понимании и многое другое.
Это не однозначные вопросы, и проект дает на них неоднозначные ответы. И самое главное: кто кого переиграет - контрразведка ФБР или нелегальная разведка КГБ, а этот вопрос уже создает непередаваемое напряжение, особенно в финальном сезоне.
Я уже хвалил сериал раньше за величественные планы Лубянки и Лефортовских застенок, за соответствующую действительности (не в счет первые пару сезонов) военную форму чекистов и пограничников, за улицы советской Москвы и с каждым сезоном развивающуюся русскую речь, за Волгу ГАЗ-24, за 'Гараж' и 'Москва слезам не верит', за обсуждение итогов Великой Отечественной и русских актеров во второстепенных ролях. Антураж советской России эпохи поздней перестройки воссоздан просто великолепно для англоязычного сериала, еще никто в Голливуде до такого уровня не доходил - заметно, что автор проекта хорошо изучил Россию за время работы в ЦРУ.
Что касается актерского каста - меланхоличный герой Мэттью Риза оказался самым трогательным шпионом, что я видел на экране. За него реально переживаешь, ему сочувствуешь, на него надеешься. Это настоящий центральный герой, вызывающий куда больше симпатии, чем на первый взгляд жесткая Кери Рассел, способная на многое ради своей службы, но тоже по ходу сериала раскрывающаяся как любящая жена и мать, а не лишь фанатичная коммунистка. Коста Ронин тоже примерил на себя роль нелегала ГРУ в 'Родине', поэтому и в последнем сезоне 'Американцев' выдал нам эдакого Цыганова из 'С чего начинается Родина', только более сильного в драматичном плане и проникновенно сыгранного: шутка ли - герой рискует семьей ради своей страны, которая с ним не совсем справедливо обошлась! И тут его тандем с Ноа Эммерирхом выглядит особенно мощно: они по разные стороны баррикад, но они оба офицеры, рыцари плаща и кинжала с присущим обоим кодексом чести, взаимоуважения и взаимопонимания. Они могли бы даже стать друзьями, если бы геополитика, судьба и служба не развели их по разную сторону знамен. Эммерирх в последнем сезоне вообще невероятно радует - актер раскрывает своего героя настолько, что от глуповатого Стэна из первого сезона не остается ничего: мы видим хитрого следователя, верного друга, честного мужчину. Очень сильную игру выдает Марго Мартиндейл в последнем диалоге с Элизабет. Можно только погрустить, что в последних сезонах с нами не было Ричарда Томаса, но и его сюжетная линия была завершена достойно, как и история Фрэнка Ланджелло в не менее драматичном и печальном образе куратора советских нелегалов со своей личной драмой. Даже Кейдрич Селлати и Холли Тейлор как актеры выросли буквально на наших глазах.
Завершилась сильнейшая шпионская драма современного кино и телевидения, целая жизнь, наполненная героями со своей сложной судьбой и событиями - радостными и печальными, трагичными и драматичными, которые их объединили. Завершилась настоящая сага, и завершилась красиво, и вряд ли ее в ближайшее время хоть кто-то из этой жанровой ниши догонит.
10 из 10