And if you still breathing you the lucky onesНик Хорнби — весьма популярный современный британский автор, получивший признание не только у себя на родине, но и в русскоговорящих странах, во многом благодаря голливудским экранизациям его жизненных и забавных историй, а также сценариям (
«Фанатик», «Мой мальчик» (в главной роли — Хью Грант),
«Бейсбольная лихорадка», «Воспитание чувств» и номинант на «Оскар-2014»
«Дикая»). Пишет он задорно, живо. При этом всём, успеваешь подчас прочтения (его романы читаются за пару дней каждый) проникнуться темой и персонажами, они живые. Моё знакомство с Хорнби-писателем, в частности, началось со
«Слэма», который я откровенно котирую и советую всем, кто любит молодёжные истории с главным героем типажа Холдена Колфилда. Тема подростковой беременности здесь раскрыта совершенно с иного, неожиданного ракурса.
«Быть может, желание умереть — это, в каком-то смысле, в том числе и свидетельство того, что ты ещё жив».*
Поэтому когда я узнала об очередной экранизации и звёздном актёрском состав, я не сомневалась, что трагикомедия получится, ибо по тонкому, ироничному и просто отличному «Моему мальчику» доверие заработалось и осознание кинематографичности прозы Хорнби пришло.
Тема в общем заявлена неплохо (пусть слегка тривиально) — формируется этакий клуб самоубийц со своим пактом в канун Рождества. Это люди разного возраста, статуса, класса, культурного уровня и рода занятий. Общее у них разве что общечеловеческое — желание умереть. У каждого свои мини- и не очень трагедии. Играют это дело импозантный как никогда
Пирс Броснан, блестящая
Тони Коллетт, молодая и многообещающая милашка
Имоджен Путс и звезда
«Во всех тяжких» Аарон Пол. Согласитесь, мощная команда. Подыгрывают им
Сэм Нил и Розамунд Пайк. Кроме того, замечен в кадре британский сериальный актёр
Джо Коул (
«Skins»). Но это не важно. Чего ждём от этой лёгкой мелодрамы? Хороших саундтреков, остроумного сценария и жизнеутверждающей мотивации — надо же в очередной раз убедиться, что жизнь чего-то стоит. За этой порцией я обратилась к «Долгому падению». Ожидания мои не оправдались, ибо всё оказалось претенциозным, пафосным, а персонажи ходящими клише. Саундтрек всё ещё хорош, но вышеперечисленное, нетипичное кстати для европейского (тем более для самокритичного британского) кинематографа (скорее для американского) невероятно подпортило впечатление от фильма.
Тогда ещё я не читала книгу, но сейчас, прочитав её, я не хочу говорить, что она лучше, ибо таков удел экранизаций (хотя с современными трудами может вполне оказаться так, что фильм лучше книги) и это уже даже не оригинально. Скажу лишь, что автор избегает этого хвалёного морализаторства, пафоса, делая своих героев британцами не только по месту жительства, но и по ментальности. Они запутавшиеся, несчастные, борющиеся за своё желание жить люди. Они скрывают свои истинные чувства большую часть времени даже в отрывках от своего лица (книга соткана словно из дневников главной четвёрки в перемежающемся порядке). И это подкупает, хоть роман и не выдающийся — хороший продукт масскульта.
Картина, к сожалению, не производит такое впечатление. Есть сцены, которым просто-напросто не веришь. В целом, фильму не хватает динамики и смешных диалогов, а потенциал-таки есть.
«Бог сейчас — не безобидный и всем довольный кролик. Его порядком достало всё происходящее».*
6 из 10
*цитаты взяты из первоисточника Ника Хорнби с одноимённым названием