Сезоны 1-2Жанру криминала в кино часто вменяют в вину романтизацию бандитской жизни. Главарю достаются самые красивые женщины, самые быстрые машины и, конечно, беспрекословный авторитет. В «Острых козырьках» у Томми Шелби все это, разумеется, есть. На поверхности, семья Шелби и ее глава гребут под себя, делят территорию с другими бандами, просаживают награбленное, периодически выясняя отношения. В сухом перечислении — сюжет не то чтобы свеж. Однако ведь не новость, что в искусстве сюжетов-то ограниченное количество, все они в той или иной степени являются интерпретацией литературы еще древнего мира. Поэтому о содержании говорить не хочется, уверяю, вы все это видели неоднократно (как на ниве гоп-стопа семья стала влиятельной, а потом занялась легализацией бизнеса). «Козырьки» подкупают исполнением. То, что в других руках могло бы стать проходной вещью, у команды BBC, благодаря операторской работе, стараниями актеров и композитора по-настоящему берет за живое. Этот сериал можно пересматривать и, как это бывает с действительно стоящими фильмами, каждый раз переживаешь за полюбившихся героев. В первую очередь, это касается, само собой, Томаса Шелби, блестяще сыгранного Киллианом Мерфи.
«Мне бы такого бандита» — для женской части аудитории именно эта мысль сопровождает просмотр сериала. Так задумано. Криминальные сериалы почти всегда щедро приправлены романтикой. К счастью, в случае с «Острыми козырьками» создатели знали меру, и сюжет не скатился в какую-нибудь санта-барбару, как это было, например, с «Сынами анархии». «Козырьки» сочетают такие многоходовки от Томми Шелби, что зрителю их не просчитать, и челюсть обязательно отвиснет, и любовную линию, как говорится, «на разрыв сердца». Их с Грейс история любви вышла очень трогательной, на примере этих отношений больно от того, как люди иногда ошибаются в самом главном.
Если бы на месте Киллиана Мерфи был другой актер, думаю, сериал все равно привлек бы мое внимание, но теперь уже немыслимо представить кого-то еще в этой роли. Мерфи не надо ничего доказывать, разноплановость его ролей говорит сама за себя. Причем многие из них настолько яркие, что, какую первой увидишь, такой образ в зрительском сознании и приклеится к актеру. Видимо, поэтому я встречала такое мнение, что Киллиан Мерфи пусть переодевается в тетенек: зритель после «Завтрака на Плутоне» воспринимает актера в женском образе, и надо от этого впечатления еще отойти, чтобы снова разглядеть Мерфи-мужчину. Но если уж кому-то повезет познакомиться с ирландским актером по роли Томаса Шелби, то в этом герое он увидит стойкость, властность, надежность, достоинство — словом, воплощение силы, мужественности. Но, впрочем, несмотря на то, что я откровенно очарована Томми, для протокола — он плохой человек. Как и звучит в сериале.
Зритель на стороне Томми, потому что в сериале есть и хуже, это его главный соперник — майор Честер Кэмпбел, в исполнении Сэма Нила. Если после «Выжившего» все сходятся на том, что с ходу возненавидели героя Тома Харди, то в «Козырьках» у Сэма Нила ровно настолько же невыносимый, возмутительный персонаж. Завистливый, лицемерный и напрочь лишенный малейшего представления о чести. Когда такие люди защищают закон, жители Бирмингема вынуждены обращать свои надежды на Томаса Шелби. Да, он плохой человек, но он «их плохой человек».
Несколько раз в жизни со мной было такое: я досматривала сериал или дочитывала книгу, и у меня было ощущение пустоты, как будто меня бросили. Я бралась за другие фильмы и книги, но они не могли для меня сравниться с тем, что так сильно меня впечатлило. «Острые козырьки» — такой случай. Поэтому надежда одна — на третий сезон. «Надо подождать — я подожду» (с), но уже топаю ножкой, как Карцев в одноименном монологе.
10 из 10