Made in Great BritainПохоже, англичане медленно, но верно захватывают первенство в производстве многосерийных фильмов, причем берут не количеством, а качеством. И основной составляющей этого качества является идеально выверенный, чуждый какой-либо вычурности или нарочитости стиль. Достаточно вспомнить хрупкую утонченность «Аббатства Даунтон», пронзительное изящество «Холмса», а теперь вот и изысканную брутальность «Острых козырьков». Те, кто думали, что стильными могут быть лишь гангстеры с итальянскими фамилиями в костюмах от «Бриони» и «Армани», жестоко обломались, увидев, как отлично сидят на членах бандитской семьи Шелби из Бирмингема твидовые брюки, жилеты, пиджаки и, конечно же, кепки, с вшитыми в них острыми лезвиями, которые всегда можно использовать в качестве оружия.
Однако не модой единой создается стиль сериала — отдельного внимания заслуживает и звуковой ряд, в котором первую скрипку играет Ник Кейв с роскошной балладой «Red Right Hand», которую дополняют крепкие, словно ирландский виски, композиции Тома Уэйтса, White Stripes и Джек Уайта. Наряду с замедленными кадрами эти композиции, под которые персонажи ступают, словно модели по подиуму, создают совершенно особенную атмосферу фильма.
Выбрав для сериала эпоху между двумя мировыми войнами, режиссеры Отто Баферст и Том Харпер пошли нелегким путем, балансируя на тонкой грани, переступив которую можно обидеть и ирландцев, и англичан-роялистов, и коммунистов, показанных не всегда с лучшей стороны. Впрочем, для постановщиков, как и для главных героев «Острых козырьков», важнее в первую очередь верность собственным идеалам и служение личным интересам. В этом и заключается вневременная и порой стоящая выше морали ценность этого фильма, заключающаяся в верности своему слову и приоритете интересов родных над всеми остальными точками зрения. Ведь брат может ошибаться, но он все равно останется твоим братом.
Вернувшись с войны морально покалеченными, Томас Шелби, его братья и друзья решили, что отдали достаточно стране, превратившей их в пушечное мясо и затем выбросившей за ненадобностью. Обладая не слишком высокими моральными устоями, унаследованными от нескольких поколений предков, занимавшихся рэкетом, шантажом и махинациями на скачках, они сумели не только отвоевать себе место под солнцем, но и начали успешно прокладывать путь к вершинам общества, вернее, к законопослушной части населения. И, конечно, центром этого движения вперед является Томас Шелби, второй из братьев, блистательно сыгранный Киллианом Мёрфи. Уже не раз обращала внимание, как отлично ему удается изображать моментальную смену настроений своих героев, мгновенно преображаясь из мужчины в женщину или из милого юноши в жестокого убийцу. Вот и здесь он умеет одновременно выглядеть напуганным мальчишкой и жестким, а порой и жестоким мужчиной, один взгляд которого вызывает у оппонентов страх и уважение.
Пройдя огонь Первой мировой и выйдя из нее невредимым снаружи, но сожженным изнутри, он оценивает силу своих оппонентов именно по тому, были ли они на войне и совершенно резонно выбирает для дальнейшего ведения переговоров тактику договора или запугивания, при этом почти никогда не промахиваясь. Почти, потому что слабым местом каждого мужчины чаще всего становится его любовь к женщине. Вот и здесь словно исподволь развивающаяся любовная история несет персонажу Мёрфи ощутимые потери, однако приводит и к перерождению героя, его взрослению и уходу от привычки делить мир на черное и белое.
Разумеется, внимания заслуживают и другие члены семейства Шелби, братья и сестра Томаса, а в особенности тетя Полли, которая, словно итальянская мама, является духовным и моральным центром семьи. Прекрасна разрываемая между долгом и любовью Грэйс, возлюбленная Томаса, харизматичен инспектор Кэмпбелл, блистательно сыгранный Сэмом Нилом. Но лучше всего увидеть их своими глазами и составить собственное мнение, потому что этот сериал и все его герои без сомнения того стоят.
9 из 10