Воспитай меня с детства, эпоха поворотов и переворотов!Факт: самые переломные ситуации случаются с человеком в детстве, когда он слушается своих родителей, засыпает в своей комнате, идет в школу и встречает первую любовь.. . Именно в период между этими увлекательными и непростыми действиями происходит то, что можно было бы назвать гноением личности, то есть, тем, что внешнее негативно воздействует на психику, затмевая тем самым светлые и приятные события. Такими могут оказаться, если ставить в противовес озвученным выше нормальным действиям — развод родителей, переезд и ночлег в другой комнате, а то и в большом (возможно даже, сиротском) доме, прогуливание или бездельничество в школе, нелюбовь к окружающим или боязнь подойти к ровеснику и поговорить с ним. Некоторые подумают: неправда, такого еще не может происходить в детстве, наверное, немного позже, ближе к совершеннолетию.. . Иногда уже после его наступления.. . И вправду, раз на раз не приходится, что-то может произойти не так скоро, а то и вообще не произойти.. . В любом случае, как бы и когда на человека не воздействовал внешний фактор, он все равно остается в душе ребенком, которого только-только знакомят с обществом, со всем тем, что подарила наука и природа.. . А там уже, как сложится — куда завернет его фатум и в какую дверь он войдет после.. .
Ричард Линклейтер, представивший на Берлинале в феврале 2014 года, своего 12-летнего подростка с благородным именем «Отрочество», рискнул как нельзя кстати со своим резким шагом охладить современную аудиенцию своей неимоверной историей…
Главный герой, о котором будет идти речь в течении «родительского» проекта Линклейтера, — мальчик Мейсон (Эллар Колтрейн), который растет в среде этических катаклизмов: с матерью, сестрой, одноклассниками и друзьями. Сестра Саманта (Лорелей Линклейтер) издевается над ним и провоцирует на драку, мать (Патриция Аркетт) пытается наладить личную жизнь в отсутствие безответственного супруга (Итан Хоук), который жаждет увидеть своих детей после поездки на север. В течение своего взросления, Мейсон привыкал к тому, что с ним происходило — скандалы, переезды, угрозы, — но он верил, что все будет идти по-другому, что все это лишние страницы, которые можно вырвать и дать повествованию иное продолжение. Как же все произошло на самом деле? И как сложились отношения в дальнейшем с внешнем светом и его переменчивым обликом?
Фильм Линклейтера расскажет зрителю многое, что было вырвано, к счастью или нет, у каждого из жизни, кто того не видел, не ощущал, не подумывал об этом. Это могут быть обыденные знакомые сюжеты, которые не преподнесут чего-то сверхъестественного и диковинного, но они будут представлены настолько правдоподобно, что могут показаться неким жизненным запечатлением, видео-роликом, снятым скрыто ото всех. Эти ролики могут вызвать противоречивые эмоции, даже показаться определенного рода розыгрышем, показанным специально в качестве эстетического элемента. Но режиссер не желает шутить над тем, что происходит, он даже не вводит юмор как препарат, спасающий положение. Его заменяет лишь душевная улыбчивая мина, изображающая довольство от пребывания с близкими или друзьями с соседнего дома, нашедшими веселье в спорте или чтении увлекательных журнальчиков… Юмор и без того находит свою позицию, какой бы выгодной она для него не была.
Для персонажа Колтрейна смешным может выдаться то, что имеет свое положение в пространстве и что можно зафиксировать на камеру, к которой у него возник интерес в процессе познания мира. Хоть молодой актер практически весь фильм изобразил с неуверенным меланхолическим настроем, его герой не пострадал от этого и с каждым годом попадал на ту или иную площадку перемен в свете литературы, кино, музыки с одной мыслью в голове — как испробовать и то и то в качестве набирания опыта. И он с удовольствием изучал эти виды искусства, при этом меняя свое мировоззрение.
В этом ему могли помочь его родители. Более впечатлила роль отца, которого исполнил Итан Хоук. Ничего другого, как скромное «браво!» выразить нету мочи, потому как за игрой этого актера стоит наблюдать в данной кинокартине с особенным вниманием, потому как его персонаж трубит голосом десятилетия, тем, которым можно было проголосовать или исполнить ту или иную рок-композицию. И, кажется, его голос мог поменять свое мнение, но зато он не замолкает, и говорит смело о том, что вокруг него крутится…
Проект Линклейтера нельзя назвать неким психологическим экспериментом, который учит людей быть ближе и разумнее. Это даже не та социальная драма, из которой можно почерпнуть все бедствия молодых семей и первый сексуальный опыт. Даже то, что приписывается «Отрочеству» как истина, которая есть на самом деле, не является подходящем описанием. На самом деле, это метко завуалированный автором сборник этюдов на вольную тематику, даже с долей банальной фантасмагории. В каждом из этих этюдов существует тот или иной образ, зацепленный обстоятельствами и временем, через которые он добирается до ожидаемой концовки, где прозвучит символическая мораль, а затем забьет завершающий оркестр из череды прерывистых авторских окликов. После каждой сцены фильма хочется выразить свое негодование или приязнь к происходящему, вступить в бой с этой экранной формой, которая меняется от цвета к цвету, от качества к качеству, что дает возможность взглянуть на свой век другими глазами, под другим углом…
Нет сомнений в том, что фильм «Отрочество» — это искусно сотворенное произведение одного человека — Ричарда Линклейтера, и именно ему стоит сбросить весь груз благодарности и похвалы, за то, что он вытеснил и выдавил с определенного года, выставив это в своей картине. В своем малом заповеднике развивалась одна семья, которую режиссер подкармливал разного рода духовной пищей, и переменял условия обитания, в каких они, собственно, находили суть разрешения всех споров, поворотов и переворотов, в которые забрасывала их воля случая!
И если бы режиссер не насытил своего 12-летнего сынка и радостным хохотом, и вкусами десятилетия, и мысленным отношением к действительности, его воспитанник так бы и не вышел на сцену Берлинского кинофестиваля, и так бы не взбудоражил публику…
Стоит ли задуматься о том, что нас воспитало — эпоха поворотов или переворотов? И станет ли это фактом для нас.. . позже или раньше.. . ?!
9 из 10